Подготовка специалистов в области IT-технологий для органов ГМУ
Рапоцевич Е.А.;
Осипов А.Л. к.т.н., доцент (udc@sapa.nsk.su)
Сибирская академия государственной службы, г. Новосибирск
Аннотация
В работе рассматриваются вопросы подготовки специалистов в области информационных технологий для ГМУ в свете реализации концепции административной реформы органов власти
Социальное и политическое развитие в России, формирование рыночных отношений объективно привели к повышению роли информации в жизни общества. Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность граждан, другие стороны жизни общества.
Усложнение социальной структуры общества, появление различных гражданских движений и инициатив заставляет искать новые механизмы взаимоотношений государственных органов власти с населением. Развитие идет по двум направлениям: с одной стороны, прилагаются усилия по повышению качества услуг, оказываемых населению государством (образование, здравоохранение, социальное страхование и др.), с другой - формируются новые механизмы вовлечения граждан в процесс принятия и реализации государственных решений. Это способствует более эффективному использованию ресурсов для решения социальных проблем, более точному определению приоритетов государственной политики. Постепенно начинают формироваться новая культура и новый стиль работы государственных органов власти с ориентацией на запросы и нужды населения, повышение ответственности за распределение услуг и ресурсов. Большое значение придается расширению консультативной и информационно-аналитической работы с общественными организациями и населением. Важнейшим условием эффективной работы госаппарата является гласность, публичность и обязательность обоснования принимаемых решений, право граждан на их разъяснение, наказание за предоставление ложной или искаженной информации.
В этом смысле использование информационных технологий (ИТ) позволяет существенно расширить каналы, повысить качество взаимодействия государства и его граждан и способствовать тем самым укреплению гражданского общества, построенного на взаимопонимании и учете интересов каждой из сторон. Не случайно в концепции административной реформы 2006-2008 года [1] особое внимание уделяется информационным технологиям.
Правительством Российской Федерации разработан и одобрен проект Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", предусматривающий открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Возникает вопрос, как эффективно организовать этот доступ и как повысить эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также сделать более прозрачной деятельность органов исполнительной власти.
Одним из направлений внедрения ИТ в сферу государственного управления является создание Интернет-порталов органов государственной власти федерального и регионального уровней. Создание информационного портала может решить многие проблемы органа государственной власти и стать очень эффективным способом, как организации работы государственного учреждения, так и обеспечения его взаимодействия с заинтересованными гражданами и организациями. Развитие Интернет-порталов является одним из этапов глобальной концепции перехода к так называемому электронному правительству (e-government) и информационному обществу в целом [2]. В частности, это подразумевает внедрение систем электронного документооборота, активное использование баз данных и сетевых технологий.
Необходимо также обеспечить приведение ведомственных Интернет-порталов в соответствие с общими требованиями по размещению информации о деятельности органов исполнительной власти в сети Интернет [3].
На данный момент сайты существуют у 93% государственных органов [4]. Представительство в web позволяет предоставить необходимые для формирования правильного представления о деятельности организации материалы всем желающим; отвечать на вопросы, возникающие у пользователей, и формировать базу часто задаваемых вопросов; оперативно взаимодействовать со СМИ.
Существование Интернет-портала укрепляет позитивный имидж органа власти в глазах граждан и организаций, предоставляя им доступ к услугам, сервисам обеспечения (образование, пенсии, пособия, справки и документы, гарантирование прав и пр.), а также привлекает граждан и организации к активному взаимодействию с властью по выработке курса общественного развития, проработке инициатив и программ органа власти.
В настоящее время вал системных проблем нарастает, и в первую очередь они связаны с нормативной правовой базой, обеспечением информационной безопасности, потребностями в сфере хранения информации, ее первичном анализе и, что особенно важно - системах поддержки принятия решений.
С другой стороны, до сих пор отсутствует необходимая координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по внедрению систем информационно-технологического обеспечения административных процессов. Уровень использования современных информационных технологий остается недостаточным для кардинального повышения эффективности деятельности органов государственной власти. Необходима модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти, формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления [1].
В частности на 2007 год в рамках реализации административной реформы планируется завершение разработки и внедрение систем информационного обеспечения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, поэтапное развертывание систем мониторинга результативности деятельности органов исполнительной власти, качества и доступности государственных услуг [1].
Еще одним важным моментом, на который делается акцент в концепции административной реформы, является внедрение в органах исполнительной власти современных информационных систем поддержки управления проектами. Внедрение системы планирования и проектного управления в равной мере важно и для успешного проведения административной реформы, и для решения других задач, связанных с реализацией полномочий органов исполнительной власти.
В ближайшие годы роль и значение информации и информационных технологий на всех уровнях управления будут возрастать и задачей администраций является создание единого информационного пространства на основе системного подхода и общих правовых, организационных и технических решений, направленных на внедрение и эффективное использование современных информационных технологий в сферу административного и хозяйственного управления.
Несмотря на высокую интенсивность появления и распространения новых информационных технологий (баз данных, программных систем, средств разработки приложений электронного бизнеса и т.д.), темпы их практического внедрения значительно ниже. Объясняется это тем, что не хватает квалифицированных кадров, которые разбирались бы во всех нюансах деятельности органа исполнительной власти и владели бы современными информационными технологиями.
Для успешного решения поставленных задач по внедрению и использованию ИТ необходима работа по подготовке квалифицированных кадров, а также разработка программ обучения новым процедурам государственного управления для их реализации в рамках образовательных программ и курсов повышения квалификации государственных и муниципальных служащих [1].
Программа профессиональной переподготовки "Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении" по направлению "Государственное и муниципальное управление" предназначена для решения этой задачи.
В учебный план профессиональной переподготовки входят общепрофессиональные дисциплины, дисциплины специализации и дисциплины по выбору.
Общепрофессиональные дисциплины |
Документоведение и делопроизводство |
Правовые основы российского государства |
Системы государственного и муниципального управления |
Информационный менеджмент |
Правовая информатика |
Информационные технологии управления |
Дисциплины специализации |
Информационные системы в делопроизводстве и кадровой работе |
Проектирование и разработка баз данных |
Разработка и использование сетевых технологий в органах ГМУ |
Интернет технологии |
Информационные технологии в управлении проектами |
Информационно-аналитические системы в ГМУ |
Информационная безопасность компьютерных систем |
Дисциплины по выбору |
Геоинформационные системы |
Офисные технологии и системы |
Управление корпоративными информационными системами |
Дадим краткий обзор курсов специализации.
В курсе "Информационные технологии в делопроизводстве и кадровой работе" изучаются компьютерные системы автоматизации документооборота, основные принципы электронного документооборота, компьютерные системы регистрации и контроля исполнения документов, информационные технологии и информационные системы управления персоналом, справочно-информационные юридические системы, экспертные системы для службы персонала по отбору, оценке и расстановке кадров.
В курсе "Проектирование и разработка баз данных" изучаются основы теории построения баз данных и методы проектирования информационных систем, использующих базы данных.
В курсе "Разработка и использование сетевых технологий в органах ГМУ" изучаются базовые принципы и стандарты построения компьютерных сетей; основные технологии локальных и глобальных сетей, их классификация и особенности применения; способы построения, организации и управления такими сетями.
В курсе "Интернет технологии" изучаются основные программные средства разработки Web-страниц, основные программные средства разработки презентаций, основные подходы к проектированию Web-страниц, основные конструкции языка HTML для создания Web-страниц, основные технологии публикации баз данных в Интернет.
В курсе "Информационные технологии в управлении проектами" изучаются современные компьютерные технологии поддержки процессов планирования проектной деятельности и отслеживания хода выполнения проектов, построение иерархической структуры работ, формирование сетевых графиков работ, оптимизация использования ресурсов, реакция на проектные риски, методы оценки качества проектных достижений, методы контроля хода выполненных работ; применение современных компьютерных средств реализации этих методов.
В курсе "Информационно-аналитические системы в ГМУ" изучаются современные технологии анализа данных, разработка и применение информационно-аналитических систем; алгоритмы, методы и технологии интеллектуального анализа данных для поддержки принятия решений, тенденции и основные направления развития информационно-аналитических систем; специализированные средства разработки и применения современных программных продуктов.
В курсе "Информационная безопасность компьютерных систем" изучаются основные задачи обеспечения безопасности современных информационных технологий, принципы обеспечения безопасности систем обработки информации; основы теоретических методов построения защищенных систем; основные криптографические методы защиты информации; организация защиты информации в современных информационных системах.
В курсе "Геоинформационные системы" изучаются виды ГИС, классификация ГИС по функциональным возможностям, виды архитектуры ГИС, выбор ГИС в органах ГМУ, характеристика действующих геоинформационных систем, кадастровые системы, описываются классические ГИС профессионального уровня.
В курсе "Офисные технологии и системы" изучаются более детально возможности основных офисных пакетов, рассматриваются инструментальные средства, технологии, обеспечивающие аналитическую поддержку работы служащих органов государственного и муниципального управления, обсуждается выбор необходимых технологических средств на множестве информационных технологий в процессе решения конкретной проблемы или анализа ситуации.
В курсе "Управление корпоративными информационными системами" изучаются методы проектирования корпоративных информационных систем, современное состояние информационных технологий, применяемых в управлении корпоративными информационными системами; принципы использования КИС в масштабах организации; архитектура современных корпоративных информационных систем; стандарты корпоративных информационных систем (ERP и MRP II), способы управления корпоративными информационными системами.
Изучение набора дисциплин специализации позволит слушателям познакомиться с современным состоянием ИТ, активно применять их в своей повседневной работе и внести свой вклад в реализацию административной реформы в области внедрения ИТ в деятельность органов государственной власти. Освоение современных ИТ позволит в кратчайшие сроки и при минимальных затратах значительно повысить производительность труда отдельных служащих и государственных служб в целом.
Литература:
- Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года №65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)".
- "Перечень регулярной обязательной информации для размещения федеральными органами исполнительной власти в российском сегменте сети Интернет" (поручение Председателя Правительства РФ № МК-П44-11243 от 27 июня 2001 г.).
- Кошелев И., Рудычева Н. От сайтов к порталам // Источник: http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2006/articles/site_to_portal.shtml
|