Индивидуальная подготовка ИТ-специалистов
Синицын Сергей Владимирович, к.т.н., доцент, заведующий кафедрой (sinitzyn@cyber.mephi.ru);
Петухова Елена Анатольевна, старший преподаватель, заместитель декана факультета "Кибернетика" (helene@cyber.mephi.ru);
Садчиков Сергей Михайлович, к.т.н., старший преподаватель, заместитель заведующего кафедрой (sadchikov@cyber.mephi.ru);
Налютин Никита Юрьевич, ассистент (nnalutin@gmail.com)
Московский инженерно-физический институт (государственный университет)
Аннотация
Подготовка ИТ-специалистов в настоящее время требует от высшего образования создания новых и трансформации старых форм обучения. При обучении специалистов должна учитываться специфика ИТ-отрасли, а само обучение должно вестись в тесном сотрудничестве с компаниями - потребителями кадров. В докладе обсуждается компонентный подход и модели взаимодействия ВУЗа с предприятиями при определении содержания и форм индивидуальной профессиональной подготовки ИТ-специалистов на факультете "Кибернетика" МИФИ.
В последние годы существуют несколько точек зрения на пути подготовки выпускников ВУЗов [1]. Каждая из них подразумевает различный набор получаемых студентом знаний, навыков и умений и форм их преподавания - либо больший упор делается на фундаментальное образование, на базе которого студент получает практические навыки (зачастую недостаточные), либо больший упор делается на прикладные навыки, в результате чего специалисту приходится переучиваться при появлении каждой новой технологии.
Многолетний опыт взаимодействия кафедры "Кибернетика" МИФИ с различными предприятиями ИТ-отрасли показывает, что возможно успешное сочетание "фундаментального" и "прикладного" подходов, в результате которого выпускаемые специалисты имеют базовые знания и знания по специальности, а знания по специализации получаются одновременно с практической работой на предприятиях.
Подготовка специалистов должна вестись с учетом индивидуальных условий будущей работы выпускника. Приведенная ниже таблица является конкретным примером возможного воплощения такой индивидуальной формы подготовки.
Название дисциплины |
4 курс |
5 курс |
7 сем. |
8 сем. |
9 сем. |
10 сем. |
Дисциплины специализации |
Информационный обмен в сетях |
V |
|
|
|
Основы автоматизированных информационных технологий |
V |
|
|
|
Проектирование баз данных |
|
V |
|
|
Технология программирования кибернетических систем |
V |
V |
|
|
Интеллектуальные диалоговые системы |
|
V |
|
|
Объектно-ориентрованное программирование |
|
|
|
|
Архитектура связей в локальных сетях |
|
V |
|
|
Взаимосвязь открытых систем |
|
|
V |
|
Дисциплины по выбору |
Логическое программирование |
V |
|
|
|
Функциональное программирование |
V |
|
|
|
Проектирование кибернетических систем, основанных на знаниях |
|
|
V |
|
Проектирование баз данных кибернетических систем |
|
|
V |
|
Модели и методы представления и обработки знаний |
|
|
|
V |
Параллельные вычисления |
|
|
|
V |
Электронные таблицы |
|
|
V |
|
Динамические интеллектуальные системы |
|
|
V |
|
Обработка аудиовизуальной информации |
|
|
|
V |
Верификация и сертификация ПО |
|
|
|
V |
Методы построения трансляторов |
|
|
|
V |
Безопасность распределенных информационных систем |
|
|
|
V |
Факультативы |
Введение в биоинженерию |
V |
|
|
|
Анализ белковых последовательностей |
|
V |
|
|
Базы данных генной информации |
|
|
V |
|
Индивидуальная подготовка |
Курсовой проект по построению кибернетических систем |
V |
V |
V |
|
Учебно-исследовательская работа по кибернетическим системам |
V |
V |
V |
V |
Разделы "дисциплины специализации" и "дисциплины по выбору" составляют постоянную и вариативную части профессиональной подготовки и отражают потребности отрасли-потребителя кадров. Потребности конкретного предприятия воплощаются в форме факультативных курсов (в примере плана представлены потребности Центра "Биоинженерия" РАН). Индивидуальные же особенности подготовки учитываются в рамках учебно-исследовательской работы и курсового проектирования.
Подобная компонентная схема формирования плана обучения позволяет отслеживать современные тенденции в развитии и потребности отрасли [2]. При этом взаимодействие с предприятиями зачастую строится в форме образования совместных учебно-научных лабораторий, в которых обучаются студенты и проходят переподготовку специалисты. С большинством предприятий-партнеров, которые сотрудничают с научными группами кафедры и с другими лабораториями, заключаются договора о базовых предприятиях. В рамках таких договоров предприятия предоставляют свои площади, методические материалы, технологии, оборудование, специалистов-консультантов, преподавателей и пр. Конкретный состав задействованных ресурсов определяется целями и задачами предприятия и кафедры.
Процессы подготовки специалистов в интересах предприятий ИТ-отрасли и организации различных форм обучения сильно отличаются, поэтому в результате накопленного на кафедре опыта был выработан унифицированный подход к декомпозиции форм обучения по различным параметрам.
Элементы данной декомпозиции позволяют создавать профили различных форм обучения и сотрудничества. Такие профили могут применяться как на этапе первоначального создания новых форм обучения и заключения договоров о сотрудничестве, так и на этапе сопровождения и поддержки процесса обучения.
Типичные профили состоят из следующих параметров:
- Кто проходит обучение:
- студенты по профилю;
- студенты других специальностей;
- специалисты без опыта;
- специалисты с опытом.
- Как часто проводится обучение:
- постоянно;
- единовременно;
- периодически.
- Способ обучения:
- самостоятельная работа с литературой;
- выработка практического навыка;
- выработка общих подходов.
- Место обучения:
- ВУЗ;
- производственные площадки компании;
- учебно-производственные центры.
- Формы обучения:
- традиционная (лекции-семинары-лабораторные работы);
- урсовые проекты;
- выполнение учебных проектов;
- выполнение частей реальных проектов.
- Взаимодействие с процессом обучения в ВУЗе:
- в рамках учебного плана;
- акультативно;
- вне учебного плана.
- Какие знания получаются на выходе:
- фундаментальные;
- прикладные общие;
- по технологии;
- по продукту.
- Кто является потребителем:
- компания;
- партнерская сеть;
- отрасль в целом;
- ВУЗ.
- Кто проводит обучение:
- преподаватели ВУЗа;
- сотрудники предприятий;
- выделенные преподаватели с предприятия.
- Оценка эффективности обучения:
- анкетирование обучаемых;
- опрос предприятий.
Так, например, американская компания InterSystems Corporation заинтересована в подготовке специалистов по использованию конкретного продукта (СУБД Cache'). Эти специалисты необходимы не столько для самой компании-производителя продукта, сколько для предприятий ее партнеров, занимающихся разработкой прикладных систем на базе упомянутого продукта. Поэтому в интересах подобной подготовки была организована совместная лаборатория InterSystems-MEPhI.
В этой лаборатории студенты имеют возможность выполнять как индивидуальные учебные проекты, так и принимать участие в выполнении реальных проектов предприятий, на которые они пойдут работать после окончания вуза. Занятия со студентами в лаборатории проводят как преподаватели ВУЗа, так и сотрудники заинтересованных предприятий. Взаимодействие с компанией InterSystems любопытно еще и тем, что привело к созданию на базе ВУЗа учебного центра компании, фактически являющегося центром переподготовки специалистов, уже имеющих опыт работы в отрасли.
Другим примером может служить взаимодействие с московским предприятием ВП "БАРС", работающим в области разработки авиационного бортового программного обеспечения. Предприятие заинтересовано в подготовке кадров для собственных потребностей. Опыт показал, что найти готовых специалистов на рынке труда практически невозможно. Временные затраты на дообучение на предприятии достигают полугода. Предприятие пошло на внедрение своих технологий в учебный процесс кафедры, выделение специалистов для проведения учебных занятий, предоставление своих площадей для организации лабораторной базы специализации студентов в области верификации встроенного программного обеспечения бортовых систем.
В докладе обсуждаются различные профили учебно-производственных лабораторий, учебных центров и центров повышения квалификации, созданных на базе кафедры "Кибернетика" МИФИ, полученные результаты работы
Литература:
- Синицын С.В., Налютин Н.Ю., Петухова Е.А., Садчиков С.М. Вопросы автоматизации контроля знаний при подготовке современных ИТ специалистов // Открытое образование. - 2006. - №4.
- Кузовкин А.В., Синицын С.В. и др. Проблемы современных технологий создания программных систем и обучение этому студентов технических вузов // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. - 2001. - № 9.
|