home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

АНДРЕЕВ СОФТ

Индивидуальная подготовка ИТ-специалистов

Синицын Сергей Владимирович,
к.т.н., доцент, заведующий кафедрой (sinitzyn@cyber.mephi.ru);
Петухова Елена Анатольевна,
старший преподаватель, заместитель декана факультета "Кибернетика" (helene@cyber.mephi.ru);
Садчиков Сергей Михайлович,
к.т.н., старший преподаватель, заместитель заведующего кафедрой (sadchikov@cyber.mephi.ru);
Налютин Никита Юрьевич, ассистент (nnalutin@gmail.com)
Московский инженерно-физический институт (государственный университет)

Аннотация

Подготовка ИТ-специалистов в настоящее время требует от высшего образования создания новых и трансформации старых форм обучения. При обучении специалистов должна учитываться специфика ИТ-отрасли, а само обучение должно вестись в тесном сотрудничестве с компаниями - потребителями кадров. В докладе обсуждается компонентный подход и модели взаимодействия ВУЗа с предприятиями при определении содержания и форм индивидуальной профессиональной подготовки ИТ-специалистов на факультете "Кибернетика" МИФИ.

В последние годы существуют несколько точек зрения на пути подготовки выпускников ВУЗов [1]. Каждая из них подразумевает различный набор получаемых студентом знаний, навыков и умений и форм их преподавания - либо больший упор делается на фундаментальное образование, на базе которого студент получает практические навыки (зачастую недостаточные), либо больший упор делается на прикладные навыки, в результате чего специалисту приходится переучиваться при появлении каждой новой технологии.

Многолетний опыт взаимодействия кафедры "Кибернетика" МИФИ с различными предприятиями ИТ-отрасли показывает, что возможно успешное сочетание "фундаментального" и "прикладного" подходов, в результате которого выпускаемые специалисты имеют базовые знания и знания по специальности, а знания по специализации получаются одновременно с практической работой на предприятиях.

Подготовка специалистов должна вестись с учетом индивидуальных условий будущей работы выпускника. Приведенная ниже таблица является конкретным примером возможного воплощения такой индивидуальной формы подготовки.

Название дисциплины 4 курс 5 курс
7 сем. 8 сем. 9 сем. 10 сем.
Дисциплины специализации
Информационный обмен в сетях V      
Основы автоматизированных информационных технологий V      
Проектирование баз данных   V    
Технология программирования кибернетических систем V V    
Интеллектуальные диалоговые системы   V    
Объектно-ориентрованное программирование        
Архитектура связей в локальных сетях   V    
Взаимосвязь открытых систем     V  
Дисциплины по выбору
Логическое программирование V      
Функциональное программирование V      
Проектирование кибернетических систем, основанных на знаниях     V  
Проектирование баз данных кибернетических систем     V  
Модели и методы представления и обработки знаний       V
Параллельные вычисления       V
Электронные таблицы     V  
Динамические интеллектуальные системы     V  
Обработка аудиовизуальной информации       V
Верификация и сертификация ПО       V
Методы построения трансляторов       V
Безопасность распределенных информационных систем       V
Факультативы
Введение в биоинженерию V      
Анализ белковых последовательностей   V    
Базы данных генной информации     V  
Индивидуальная подготовка
Курсовой проект по построению кибернетических систем V V V  
Учебно-исследовательская работа по кибернетическим системам V V V V

Разделы "дисциплины специализации" и "дисциплины по выбору" составляют постоянную и вариативную части профессиональной подготовки и отражают потребности отрасли-потребителя кадров. Потребности конкретного предприятия воплощаются в форме факультативных курсов (в примере плана представлены потребности Центра "Биоинженерия" РАН). Индивидуальные же особенности подготовки учитываются в рамках учебно-исследовательской работы и курсового проектирования.

Подобная компонентная схема формирования плана обучения позволяет отслеживать современные тенденции в развитии и потребности отрасли [2]. При этом взаимодействие с предприятиями зачастую строится в форме образования совместных учебно-научных лабораторий, в которых обучаются студенты и проходят переподготовку специалисты. С большинством предприятий-партнеров, которые сотрудничают с научными группами кафедры и с другими лабораториями, заключаются договора о базовых предприятиях. В рамках таких договоров предприятия предоставляют свои площади, методические материалы, технологии, оборудование, специалистов-консультантов, преподавателей и пр. Конкретный состав задействованных ресурсов определяется целями и задачами предприятия и кафедры.

Процессы подготовки специалистов в интересах предприятий ИТ-отрасли и организации различных форм обучения сильно отличаются, поэтому в результате накопленного на кафедре опыта был выработан унифицированный подход к декомпозиции форм обучения по различным параметрам.

Элементы данной декомпозиции позволяют создавать профили различных форм обучения и сотрудничества. Такие профили могут применяться как на этапе первоначального создания новых форм обучения и заключения договоров о сотрудничестве, так и на этапе сопровождения и поддержки процесса обучения.

Типичные профили состоят из следующих параметров:

  1. Кто проходит обучение:
    • студенты по профилю;
    • студенты других специальностей;
    • специалисты без опыта;
    • специалисты с опытом.
  2. Как часто проводится обучение:
    • постоянно;
    • единовременно;
    • периодически.
  3. Способ обучения:
    • самостоятельная работа с литературой;
    • выработка практического навыка;
    • выработка общих подходов.
  4. Место обучения:
    • ВУЗ;
    • производственные площадки компании;
    • учебно-производственные центры.
  5. Формы обучения:
    • традиционная (лекции-семинары-лабораторные работы);
    • урсовые проекты;
    • выполнение учебных проектов;
    • выполнение частей реальных проектов.
  6. Взаимодействие с процессом обучения в ВУЗе:
    • в рамках учебного плана;
    • акультативно;
    • вне учебного плана.
  7. Какие знания получаются на выходе:
    • фундаментальные;
    • прикладные общие;
    • по технологии;
    • по продукту.
  8. Кто является потребителем:
    • компания;
    • партнерская сеть;
    • отрасль в целом;
    • ВУЗ.
  9. Кто проводит обучение:
    • преподаватели ВУЗа;
    • сотрудники предприятий;
    • выделенные преподаватели с предприятия.
  10. Оценка эффективности обучения:
    • анкетирование обучаемых;
    • опрос предприятий.

Так, например, американская компания InterSystems Corporation заинтересована в подготовке специалистов по использованию конкретного продукта (СУБД Cache'). Эти специалисты необходимы не столько для самой компании-производителя продукта, сколько для предприятий ее партнеров, занимающихся разработкой прикладных систем на базе упомянутого продукта. Поэтому в интересах подобной подготовки была организована совместная лаборатория InterSystems-MEPhI.

В этой лаборатории студенты имеют возможность выполнять как индивидуальные учебные проекты, так и принимать участие в выполнении реальных проектов предприятий, на которые они пойдут работать после окончания вуза. Занятия со студентами в лаборатории проводят как преподаватели ВУЗа, так и сотрудники заинтересованных предприятий. Взаимодействие с компанией InterSystems любопытно еще и тем, что привело к созданию на базе ВУЗа учебного центра компании, фактически являющегося центром переподготовки специалистов, уже имеющих опыт работы в отрасли.

Другим примером может служить взаимодействие с московским предприятием ВП "БАРС", работающим в области разработки авиационного бортового программного обеспечения. Предприятие заинтересовано в подготовке кадров для собственных потребностей. Опыт показал, что найти готовых специалистов на рынке труда практически невозможно. Временные затраты на дообучение на предприятии достигают полугода. Предприятие пошло на внедрение своих технологий в учебный процесс кафедры, выделение специалистов для проведения учебных занятий, предоставление своих площадей для организации лабораторной базы специализации студентов в области верификации встроенного программного обеспечения бортовых систем.

В докладе обсуждаются различные профили учебно-производственных лабораторий, учебных центров и центров повышения квалификации, созданных на базе кафедры "Кибернетика" МИФИ, полученные результаты работы

Литература:

  1. Синицын С.В., Налютин Н.Ю., Петухова Е.А., Садчиков С.М. Вопросы автоматизации контроля знаний при подготовке современных ИТ специалистов // Открытое образование. - 2006. - №4.
  2. Кузовкин А.В., Синицын С.В. и др. Проблемы современных технологий создания программных систем и обучение этому студентов технических вузов // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. - 2001. - № 9.
 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga