От компьютерной грамотности к информационной культуре: проблемы и методы их решения
Аникина Наталия Константиновна, старший преподаватель кафедры ЭММ (ank-n@yandex.ru)
Российский университет дружбы народов, г. Москва
Аннотация
В работе обсуждаются вопросы, связанные с обучением студентов и преподавателей гуманитарных специальностей информатике и информационным технологиям.
Одной из основных тенденций развития высшего образования на настоящий момент является информатизация.
Информатизация образования позволяет:
- увеличить глубину усвоения новых знаний за счет возможностей компьютера и информационных систем;
- сократить сроки и повысить качество усвоения изучаемого материала, в связи с более быстрым получением исходного решения и наглядного его представления;
- уменьшить трудоемкость процесса получения новых знаний.
Но простое переложение учебного курса в электронный вид не является достаточным. Теоретические и экспериментальные исследования отечественных и зарубежных авторов по вопросам реализации методов информатики и средств ИКТ в учебном процессе свидетельствуют о том, что принципиальное решение задачи совершенствования обучения лежит не столько в области расширения технических возможностей современных технологий, сколько в области разработки методики их применения в учебном процессе. Проблема усугубляется тем, что научно-методические подходы к подготовке специалистов гуманитарных специальностей в области информатики и ИКТ разработаны недостаточно.
Любая педагогическая методика информационна по своей сути, так как связана с передачей обучаемому какой-либо информации. Характерной особенностью нынешнего периода является то, что необходимо не только передать обучаемому набор сведений, но и научить его способам самостоятельного получения и обработки информации, развить в нем готовность к самообучению. Студенты должны получить навыки самостоятельного использования информационных систем в своей профессиональной деятельности.
В наше время большинство выпускников школ имеют не только начальные сведения по ЭВМ, но и владеют основными навыками пользователя компьютера. К сожалению, не существует пока единой программы по информатике для средней школы. Поэтому уровень знаний студентов-первокурсников по данному предмету имеет существенный разброс. Особенно это заметно по студентам-гуманитариям, которые, как правило, не имеют особого интереса к предмету "Информатика".
Как отмечает ряд исследователей, для данной категории студентов в большей степени свойственно эмоциональное отношение к событиям. Для них трудна деятельность, связанная с оперированием абстрактным материалом. Большинство гуманитариев испытывают трудности при анализе причинно-следственных связей. Поэтому введение в курс информатики на гуманитарных факультетах задач смыслового содержания повышает интерес студентов к предмету.
Эффективность овладения информационными технологиями значительно повышается, если эти технологии параллельно с "Информатикой" используются и при изучении других дисциплин. Организованные таким образом межпредметные связи помогают учащимся не только улучшить навыки работы с компьютером, но и совершенствоваться в других областях.
Правда, создание таких связей ставит повышенные требования к компетентности преподавательских кадров в области разработки и применения дидактики и методики преподавания на основе использования методов информатики и средств ИКТ. Современный преподаватель должен уметь пользоваться методами информатики, обладать навыком работы с персональными компьютерами и приемами информационных технологий обучения.
Очевидно, что при формировании программы курс "Информатика" необходимо учитывать контингент слушателей. Для этого очень полезно проводить предварительное анкетирование.
Хотя возможности индивидуального подхода к обучению на основе личностно-ориентированного образования ограничены из-за жесткого учебного плана, существенный вклад в решение данной проблемы могут внести новые информационные технологии обучения. Например, при дистанционном обучении их использование компенсируют снижение продолжительности непосредственного контакта студента с преподавателем. При этом большое значение приобретают специально разработанные интерактивные учебно-методические материалы.
Получение информации в диалоговом режиме с компьютером требует от человека овладения специфическими языковыми средствами и навыками алгоритмизированного мышления. Наличие соответствующего тезауруса тоже существенно влияет на эффективность усвоения информации. В этой связи можно взять на вооружение ряд методик, хорошо зарекомендовавших себя при изучении других дисциплин. Например, таких как НЛП-методики, "метод погружение" и т.д.
В бурно развивающейся предметной области, которой является область ИКТ, еще не произошло достаточного накопления педагогических методик. Обобщение своего опыта и опыта других педагогических коллективов ускорит этот процесс накопления.
|