Компетентностный подход к качеству подготовки специалистов в сфере IT-технологий
Бабина Надежда Георгиевна, к.т.н., доцент кафедры
информатики (rssu_fsit@mail.ru)
РГСУ
В настоящее время оценка образовательной деятельности
формируется на основе компетентностного подхода. В этом случае под результатами
реализации образовательной программы понимаются наборы компетенций, включающие
знания, навыки обучаемого, определяемые для программы в целом, как интегративное
знание нового методологического уровня.
А.В. Хуторским применительно к общему и среднему образованию
дано определение понятия «компетенция» как «готовность ученика использовать
усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни
для решения практических и теоретических задач». Им введено
операционно-значимое понятие иерархии самих образовательных компетенций, где
ключевые компетенции относятся к общему (метапредметному) содержанию
образования; общепредметные компетенции – к определенному кругу учебных
предметов и образовательных областей; предметные компетенции – частные по
отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретные описание и
возможность формирования в рамках учебных предметов.
Преимущество компетентностного подхода заключается в том, что
он позволяет сохранять гибкость и автономию в архитектуре учебного плана.
Существующие в стандартах второго поколения требования к выпускникам носят в
основном теоретический характер и мало поддаются комплексной проверке
интегрированных умений - результатов обучения.
Для каждой ступени ВПО предполагается определенный набор
компетенций, так как для бакалавра, специалиста и магистра ставятся разные
задачи дальнейшей деятельности. В соответствии с исследованиями И.А. Зимней и
В.Д. Шадрикова при разработке государственного стандарта нового поколения
предполагается использование компетентностной модели специалиста, которая
включает группы компетенций:
- социально-личностные;
- экономические и организационно-управленческие;
- общенаучные;
- общепрофессиональные;
- специальные.
Определение компетенций должно быть ответственностью профессуры
и экспертов, хотя необходимы консультации со всеми заинтересованными сторонами,
прежде всего, работодателями и выпускниками.
В методической литературе встречается несколько значений
понятия «модуль». Так например, для европейского измерения образовательных уровней
в рамках опыта международных программ Эразмус и Сократус предложены пять типов
модулей при формировании образовательных программ:
- Основные модули, то есть группы дисциплин, составляющие ядро
соответствующей науки.
- Поддерживающие модули, например, для менеджмента это –
математика, статистика и информационные технологии.
- Организационные и коммуникативные, например, управление
временем, работа в группах, риторика, иностранные языки.
- Специализированные модули, то есть необязательные, но
расширяющие и углубляющие компетенции в избранной области, факультативные.
- Переносимые модули, магистерские диссертации, стажировки,
проекты, выстраивающие связи между теорией и практикой.
В соответствии с принципами построения ОПП, принятыми в
образовательных стандартах РФ второго поколения, деление на циклы ГСЭ и ЕН,
ОПД, СД предполагает фундаментальную подготовку, а вот организационные и
коммуникативные курсы в лучшем случае представлены в циклах ОПД отдельными
дисциплинами.
В отечественной практике модульный подход в формировании
образовательных программ разрабатывается СГА и ГУ-ВШЭ, МЭСИ, РУДН и др.
Модульная технология СГА (О.М. Карпенко, М.Д. Бершацкая, В.Н.
Фокина)
отражает специфику дистанционного образования.
Дисциплинарно-модульное построение образовательных программ базируется на
понимании модуля как содержательной единицы образовательной информации, при
котором в качестве модуля выступают самостоятельные разделы учебных дисциплин.
Такая организация, учебного процесса в дистанционной форме,
неоспоримо эффективна, поскольку позволяет варьировать содержание дисциплин. Например,
будущим политологам или социологам совершенно не пригодится знание высшей
математики в объеме стандартного университетского курса, а необходимые
представления и навыки они могут получить в объеме одного двух модулей из курса
математики соответствующего содержания.
Однако такое формирование образовательных программ при всей
перспективности данной технологии для дистанционных форм не направлено на
формирование фундаментальности и системности высшего образования, что всегда
отличало российскую школу. В ГУ-ВШЭ по итогам эксперимента 2003-2005гг.
внедрена модульная организация учебного процесса, разработанная Т.К. Кравченко,
Н.Н. Комисаровой.
Модульная система, позволяет стимулировать самостоятельную
работу студентов, с большей интенсивностью работать преподавателям. Модульная
система ГУ-ВШЭ базируется на календарном разделении годового срока освоения
учебного плана на 5 модулей, а не 2 семестров, таким образом смысл понятия
«модуль» отражает специфику организации учебного процесса, а не построения
образовательной программы.
Модуль компетенции – это комплекс дисциплин образовательной
программы логически содержательно организованных в определенной
последовательности, освоение которых приводит к формированию у обучаемого качественно
нового интегративного умения – компетенции.
Литература:
- Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология
креативного обучения. - М.,2003. С. 110
|