О создании интерактивной карты "Развитие образования в России"
Бойко Ольга Николаевна, студентка (ksu-tima@yandex.ru)
Таганрогский государственный педагогический институт
В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция компьютеризации многих сфер
жизни человека. Это непосредственно затрагивает и сферу обучения. С каждым годом
растет количество школ и учебных заведений, в которых существуют компьютерные
классы. Появляются справочные пособия по различным учебным предметам, представленные
в виде компьютерных программ. Это облегчает доступ к информации, т.к. практически
у 70-80% учащихся имеются компьютеры, т.е. есть возможность наглядно знакомиться
с содержанием предметов.
Доказано, что чем больше органов чувств включается в работу при восприятии новых
знаний и чем мощней очаг возбуждения в коре головного мозга ученика, который притягивает
к себе другие возбуждения, возникающие в коре, что служит основой для хорошего
запоминания, тем лучше усваивается материал.
Проблема состоит в том, что по ряду дисциплин нет готовых наглядных пособий. Это
в большей степени касается гуманитарных наук, например педагогических. Так, при
изучении курса «История образования и педагогической мысли» студенты могут знакомиться
только с текстами. Наша идея заключается в создании карты по этому курсу.
На первом этапе было разработано учебное пособие в виде карты, на которой графически
отражался процесс возникновения и развития школ и формирование системы образования
в России. Для лучшего отражения данного процесса использовались различные цвета
для условных обозначений. Учебные заведения, существовавшие в России до начала
XVIII в. отмечены фиолетовым цветом, затем указаны школы, академии и гимназии,
возникшие в период правления Петра I, которые выделены синим, и учебные заведения,
возникшие в период правления преемников Петра, вплоть до Екатерины II, которые
впоследствии образуют единую и целостную систему образования в российском государстве,
выделены красным цветом.
Данное пособие было созданное в формате А1 для использования при чтении курса
«История образования и педагогической мысли» на факультете Социальной педагогики
Таганрогского государственного педагогического института. На практике уже доказана
полезность наглядного материала при усвоении данной дисциплины.
В дальнейшем, развивая данную идею, мы попытались более наглядно отразить динамику
развития системы образования. С использованием стандартной программы Windows Microsoft
office-Microsoft PowerPoint, была создана презентация, представляющая собой карту,
на которой каждый следующий слайд соответствовал определенному периоду развития
образования и на котором были обозначены школы, возникшие в этот период, выделенные
определенным цветом.
Решение данной проблемы подтолкнуло к идее создания интерактивной карты с использованием
гиперссылок, которая будет очень легка в использовании. Была создана карта России,
на которой выделены города, в которых существовали школы. Клик по выделенному
году выводит на экран карту города с обозначенными на ней учебными заведениями
разной цветовой гаммы, отражающей период возникновение данного учебного заведения.
Соответственно, клик по учебному заведению выводит на экран основную информацию
о данном заведении.
Использование различной цветовой палитры при создании условных обозначений, позволяет
проследить период возникновения первых учебных заведений в этом городе и то, какой
по преимуществу тип учебных заведений распространен на данной территории. Например,
Москва и Петербург – города являющиеся центром развития школьного дела в России.
Огромное количество школ, училищ, гимназий и ВУЗов находится именно в этих городах.
Быстрое развитие производства в начале XVIII века приводит к возникновению школ
на Урале, в Сибири.
Если обратиться к карте, представленной в виде презентации, где процесс развития
школьного дела в России представлен в динамике, то можно проследить в какой именно
исторический период идет интенсивное развитие учебных заведений. Направление развития
показано стрелочками (из центра просвещения - Москва, Петербург, к окраинам страны
– Урал, Сибирь, Дальний Восток и южные территории страны). Это были в основном
учебные заведения светского характера с профессиональным уклоном, что было обусловлено
потребностью в квалифицированных кадрах.
Внешнеполитические проблемы государства, а также экономические реформы Петра I
подталкивали к созданию учебных заведений и подготовке специалистов в области
экономики, промышленности, металлургии , военно-морского флота. Именно в этот
период только начинает зарождаться система образования в России. Появляются первые
взаимосвязанные учебные заведения, формирующие последовательность в обучении.
Это ярко отражено на карте.
Рассмотрев следующий период развития образования в России, можно отметить, что
число учебных заведений на карте резко сокращается. Это говорит о том, что «кривая
развития образования» в стране идет на спад. Этот период совпадает с периодом
правления преемников Петра I. Большинство школ в это время было закрыто. Лишь
позднее, при правлении Екатерины II, когда создание системы образования рассматривалась
как самоцель, а не как следствие, появляются учебные заведения с преемственной
системой среднего и высшего образования, что является главным признаком возникновения
системы образования в России.
На карте это отраженно заметным увеличением числа заведений по всей территории
странны.
Т.о. карта позволяет проследить в динамике развитие системы образования, выделить
периоды в истории Росси, когда интенсивно развивается школьное дело, а когда развитие
стоит на месте или двигается медленными темпами. Также, благодаря карте можно
выявить причину интенсивного развития образования, охарактеризовав тип учебных
заведений, возникших в данный период. И наконец, данная программа позволяет наглядно
отразить столь сложный процесс развития системы образования в России, дает полную
картину динамики этого процесса, и предоставляет возможность сделать глубокий
и детальный анализ данного явления.
Программа включает в себя две части. Первая часть представляет собой презентацию,
где поэтапно, с каждым последующим слайдом можно проследить динамику развития
системы образования. Вторая часть представлена в виде интерактивной карты, что
позволяет более детально, на уровне города рассмотреть учебные заведения, существующие
на данной территории, и получить подробную информацию о времени возникновения,
программы обучения, типу, количеству учащихся и т.д.
Т. о. карта представляет собой справочный материал как для студентов, так и для
преподавателей. Она легка в использовании. Данная программа, с одной стороны,
позволяет четко указать период в развитии Российского государства, когда появляется
сформированная система образования. Только ближе к концу XVIII в. можно говорить
о структуре учебных заведений, которые представляли собой систему. Именно в этот
период мы можем четко выделить элементы системы образования в России, указать
на взаимосвязь между ними и показать динамику дальнейшего развития в качестве
системы. Также, карта позволяет проследить направление развития образования, выделить
города являющиеся центром образования и проследить зависимость типа учебного заведения
от географического месторасположения, климата, определенных потребностей обусловленных
рельефом (горные, морские и т.п.)
С другой стороны, карта позволяет получить необходимую информацию об интересующем
учебном заведении.
Безусловно, при изучении учебного курса в педагогических вузах, такого рода программа
будет вспомогательным материалом для преподавателя и улучшит усвоение студентами
информации. Она позволит улучшить качество запоминания, т.к. во многом продуктивность
усвоения обусловлена психологически (большинство студентов являются визуалистами,
т.е. лучше усваивают зрительные образы).
|