home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

АНДРЕЕВ СОФТ

Формирование системы подготовки педагогов в области информатизации образования

Григорьев Сергей Георгиевич,
д.т.н., профессор, заведующий кафедрой (grigorsg@alledu.ru);

Гриншкун Вадим Валерьевич,
д.т.н., профессор, заведующий кафедрой информатизации образования (grinshkun@alledu.ru)
Московский городской педагогический университет (МГПУ)

Аннотация

В докладе обосновывается необходимость подготовки педагогов к профессиональному использованию средств информатизации образования. Описываются компоненты методической системы такой подготовки.

Современная система подготовки педагогов содержит ряд дисциплин, посвященных средствам и технологиям обучения. При этом резкое увеличение числа компьютерных средств, используемых в образовании, обуславливает рост доли информационных и телекоммуникационных технологий в содержании подготовки педагогов. Наряду с традиционными дисциплинами, такими как "Технические и аудиовизуальные технологии обучения", в число учебных предметов в педагогических вузах включены дисциплины "Информационные и коммуникационные технологии в образовании", "Образовательные ресурсы Интернет", "Методика оценки образовательных электронных изданий и ресурсов", "Информационные технологии в обучении отдельным дисциплинам" и ряд других основных и специальных дисциплин.

В настоящее время необходимо совершенствование содержания этих дисциплин, нацеленное на переход от разрозненного и хаотичного изучения отдельных технологий и средств информатизации образования к ознакомлению будущих педагогов с теоретическими или даже фундаментальными аспектами использования информационных и телекоммуникационных технологий в обучении. Здесь, в первую очередь, речь идет о построении учебных курсов, содержание которых инвариантно относительно разных технических, программных и иных средств, используемых в учебных заведениях. При таком подходе можно говорить о формировании методической системы подготовки педагогов в области информатизации образования.

Разработка описываемой методической системы подготовки педагогов осуществляется в Московском городском педагогическом университете, в котором создана кафедра информатизации образования. Кафедра является одной из первых в России, предпринявшей попытку осуществить комплексное обучение будущих учителей основам информатизации образования. В рамках проводимых научных исследований осуществлен поиск целей и принципов обучения, которые позволили бы систематизировать подготовку педагогов, сделать ее содержание более фундаментальным и менее зависимым от постоянно развивающихся средств информатизации.

Безусловно, знакомство студентов с конкретными средствами информационных и телекоммуникационных технологий и техническими нюансами их функционирования необходимо. Но существует несколько веских аргументов, свидетельствующих о том, что не это должно быть главным приоритетом в подготовке будущих педагогов. Во-первых, средства информатизации появляются и развиваются чрезвычайно быстро. В большинстве случаев в своей профессиональной деятельности педагогам придется столкнуться не с теми компьютерами, программами или ресурсами, работе с которыми их учили. Во-вторых, современные студенты без особых проблем самостоятельно осваивают технику работы с практически любыми аппаратными и программными средствами, при условии, что студенты обладают соответствующей мотивацией, знают, как и для чего применить такие средства на практике. В-третьих, существующие учебные планы предусматривают наличие курса информатики при подготовке практически всех педагогов, а в содержание этого курса входит обучение техническим аспектам манипулирования с компьютерными и программными средствами.

Также надо учитывать, что на фоне достаточно частого положительного эффекта от внедрения информационных технологий, во многих случаях использование средств информатизации никак не сказывается на повышении эффективности обучения, а в некоторых случаях такое использование имеет негативный эффект. Очевидно, что решение проблем уместной и оправданной информатизации образования должно осуществляться комплексно и повсеместно.

В докладе под информатизацией образования понимается область научно-практической деятельности человека, направленной на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающее систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

В качестве основных направлений, систематизирующих содержание подготовки педагогов, отобраны цели, особенности, технические средства и технологии информатизации образования, отбор и формирование содержательного наполнения средств информационных и коммуникационных технологий, методы информатизации образовательной деятельности, основы формирования информационных образовательных сред и информационного образовательного пространства, вопросы формирования готовности педагогических кадров к профессиональному использованию информационных технологий.

Важно донести до будущих педагогов, что информатизация образования обеспечивает достижение двух стратегических целей. Первая из них заключается в повышении эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования информационных и коммуникационных технологий. Вторая - в повышении качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества.

 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga