Обучение информатике в ВУЗах Министерства Обороны РФ (для специальностей, не профильных по отношению к информатике)
Гужвенко Елена Ивановна, к.п.н., доцент кафедры МОпАТО (funt@dialup.etr.ru)
Рязанский Военный автомобильный институт им. Генерала армии В.П. Дубынина
Аннотация
Особенности обучения информатике и ИТ в вузах МО РФ, особенности военных вузов, их учет при обучении
Обучение информатике в системе военного образования РФ является обязательной составляющей образовательного процесса, направлено на подготовку специалистов, способных эффективно использовать средства информационных технологий при решении практических задач управления войсками и оружием в боевой обстановке и повседневной деятельности. Комплекс проблем информатизации системы военного образования решается принятием определенных мер в масштабе вооруженных сил в целом, к ним относятся материально-техническое обеспечение, совершенствование информационной подготовки курсантов и слушателей, формирование информационной культуры военного специалиста.
Общими задачами подготовки по информатике в военных вузах, для специальностей, непрофильных по отношению к информатике, являются: обобщение и углубление теоретических знаний об основных положениях и методах информатики как научной дисциплины; изучение и освоение основ и способов представления, хранения, обработки и передачи информации с применением компьютеров; формирование умений и навыков работы на персональном компьютере; освоение методов работы с информационными и телекоммуникационными технологиями; привитие навыков изучения и освоения методов и способов применения новых информационных технологий в профессиональной деятельности.
Особенности обучения информатике и ИТ в вузах МО РФ состоят в том, что информационная подготовка военного специалиста состоит из нескольких этапов: довузовская подготовка - занятия с желающими поступить в военный вуз, целью этого этапа является углубленное изучение школьного курса, формирование устойчивой мотивации на военно-профессиональную деятельность; базовая подготовка - занятия по информатике с курсантами и слушателями первых лет обучения, включая иностранных слушателей, проводятся с целью формирования у обучаемых мотивированного интереса к ИТ и использования их при освоении общенаучных и военно-специальных предметов; профессиональная подготовка - консультации курсантов, включает все годы учебы в вузе, предназначена расширить знания, умения, навыки по использованию ИТ при изучении общенаучных, инженерных и военных дисциплин, включая работу над дипломом; переподготовка военных специалистов по должностному предназначению - занятия на курсах повышения квалификации с офицерами, прибывшими из войск, имеет целью совершенствование знаний, умений, навыков, необходимых командиру в его профессиональной деятельности; плановые и индивидуальные занятия с адъюнктами проводятся с офицерами, выполняющими диссертационные исследования, с целью изучения и использования новых компьютерных разработок для решения задач инженерного характера.
Кроме особенностей обучения информатике, существует специфика военных вузов, она состоит в следующем:
- учебные подразделения военного вуза формируются по принципу равенства средних оценок, полученных на вступительных экзаменах, одинаковых средних баллов психического, физического и интеллектуального развития, то есть начальные потенциалы подразделений примерно эквивалентны - это позволяет применять стандартные методики при обучении;
-
- занятия могут проводиться разными педагогами в одном учебном подразделении, так как не предполагается замены одного предмета на другой в случае вынужденного отсутствия педагога;
- наличие санкционированных пропусков плановых занятий в связи с несением курсантами воинской службы требует устранения пробелов на базе самостоятельного изучения учебного материала, что затрудняет усвоение любого учебного материала и особенно по информатике;
- регламентирование времени, отводимого на самостоятельную подготовку к занятиям, может неблагоприятно сказаться на усвоении учебного материала, ведь часто повторение в свободное время, перед сном оказывает решающую роль в прочном фиксировании изучаемого материала; фиксированные часы самостоятельных подготовок к занятиям не позволяют также учитывать физиологические особенности курсантов;
- выпускник военного вуза должен выполнять задачи управления и оперативного принятия решений в изменяющейся информационной среде.
Таким образом, обучение информатике в военном вузе должно быть построено таким образом, чтобы оно с одной стороны могло служить базой для формирования основ информационной культуры будущего военного специалиста, с другой стороны специфика предметной области будущей профессиональной деятельности должна находить свое отражение в решении конкретных прикладных задач на различных видах занятий.
В последнее время наметилась тенденция технологизации информационной подготовки военных специалистов, при этом в системе мало внимания уделяется фундаментальным основам информатики, ее мировоззренческому значению. При таком подходе изучаются не столько основы информатики, сколько средства информатизации. Очевидно, что углубление технологической направленности не может быть беспредельным, так как, в конечном счете, оно натолкнется на естественные ограничения, порожденные отсутствием или недостаточностью фундаментальных знаний. Давно известно, что менее всего стареют фундаментальные знания, именно по этому обучение в вузе должно проводиться на основе такого рода знаний - все это в полной мере относится и к информационной подготовке военных специалистов. Прикладная же сторона использования информационных технологий, необходимых военному специалисту, должна опираться на его фундаментальную теоретическую подготовку.
|