Обучение методам и средствам защиты информации при подготовке в области информационных технологий
Хорев Павел Борисович, к.т.н.,
доцент кафедры информационной безопасности (pbkh@yandex.ru)
Российский государственный социальный университет, Москва
В последние годы не снижается острота проблемы, связанной с
правонарушениями и преступлениями в области компьютерных технологий. Одной из
причин этого является все еще недостаточная квалификация в вопросах обеспечения
информационной безопасности специалистов различного профиля, использующих
компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности.
В государственных стандартах высшего и среднего
профессионального образования изучение вопросов информационной безопасности
включено либо в отдельные дисциплины («Методы и средства защиты компьютерной
информации» для специальностей группы «Информатика и вычислительная техника»,
«Информационная безопасность» для специальностей группы «Прикладная информатика»
и т.д.), либо в содержание дисциплины «Информатика». Однако общий взгляд на
методику преподавания этих дисциплин и разделов еще не сложился, что, в
частности, приводит к тому, что при изучении дисциплины «Информатика» вопросу
информационной безопасности не рассматриваются совсем.
Автор данного доклада имеет многолетний опыт преподавательской
и практической работы в области разработки и использования методов и средств
защиты информации в компьютерных системах. На основе этого опыта при изучении
вопросов обеспечения информационной безопасности обязательными разделами должны
быть:
- обоснование необходимости комплексного подхода к
защите информации, предполагающего совместное использование организационных (в
тои числе правовых), инженерно-технических, криптографических и
программно-аппаратных методов и средств в период всего
жизненного цикла компьютерной системы;
- изучение методов проведения идентификации и аутентификации, авторизации, аудита в компьютерных
системах и сетях, моделей управления доступом к их ресурсам;
- освоение средств защиты информации, входящих в
состав штатного программного обеспечения операционных систем Windows и Linux;
- изучение методов современной криптографии и их
использования для обеспечения конфиденциальности, подлинности и целостности электронных
документов;
- освоение средств защиты компьютерных систем от
вредоносных программ;
- знакомство с национальными и международными
стандартами в области оценки защищенности компьютерных систем и информационных
технологий.
Естественно, что глубина изложения и соотношение объемов
сформулированных выше разделов может (и должна) быть различной в зависимости от
направления подготовки специалистов и типа образовательного учреждения. Но
обязательным, на взгляд автора доклада, является включение всех упомянутых тем,
что обеспечит всестороннюю подготовку в области выбора наиболее эффективных
методов и средств противодействия угрозам безопасности информации в
компьютерных системах.
В качестве примера рассмотрим более подробно содержание
раздела, посвященного средствам разграничения доступа к ресурсам, входящим в
состав операционной системы Microsoft Windows NT и более поздних версий.
Изложение материала должно начинаться с указание на использование в этих
версиях ОС Windows дискреционного (избирательного) управления доступом к
ресурсам, достоинствах и недостатков этой модели разграничения доступа. Далее
необходимо остановиться на типах объектов ОС Windows, доступом к которым может
управлять пользователь (разделам реестра, файлам и папкам на дисках под
управлением файловой системы NTFS, принтеру), а также на стандартных,
специальных и общих (родовых) видах доступа к этим объектам.
Следующим вопросом при изучении данной темы должно стать
ознакомление с назначением и составом дескриптора безопасности объекта
разграничения доступа ОС Windows и алгоритмом проверки прав доступа субъекта к
объекту. На практических занятиях, посвященных данной теме, целесообразно
освоить средства Проводника, редактора реестра и Панели управления ОС Windows,
с помощью которых пользователь может управлять доступом к своим ресурсам.
Дополнительно при изучении данного раздела можно остановиться
на рекомендуемых разработчиками Microsoft Windows папках для хранения личных
(Мои документы в профиле пользователя) и совместно используемых (Общие
документы в профиле All Users) документов, а также с устанавливаемыми по
умолчанию разрешениями на доступ к этим папкам.
В заключение изучения данного раздела следует остановиться на
вопросах организации в операционной системе Windows аудита попыток доступа к
объектам с защищаемой информацией и принципах выбора подмножества таких
объектов.
Принципы организации и изложения учебного материала,
представленные в данном докладе, использовались автором при подготовке учебных
курсов «Методы и средства защиты компьютерной информации», «Информационная
безопасность», «Введение в специальность Комплексная защита объектов
информатизации», «Программно-аппаратная защита информации» и других.
|