home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

АНДРЕЕВ СОФТ

Социальное партнерство как необходимое условие стратегического развития территории

Каменских Надежда Алексеевна,
старший преподаватель (Kamenskih-n@yandex.ru)
Московский Государственный Гуманитарный Университет им. М.А. Шолохова, г. Покров

В статье рассматривается социальное партнерство в социально-экономическом аспекте при особом внимании к проявлениям партнерских отношений между работодателями, работниками, учебными заведениями и ОМСУ в социально-трудовой сфере муниципального образования.

Побудительным мотивом целеполагания субъектов управления социально-экономическими процессами в такой сложной системе как муниципальное образование (далее - МО), выступают интересы (табл. 1).

Таблица 1
Стратегические интересы субъектов управления

Субъекты управления Интересы субъектов
ОМСУДостижение бюджетной эффективности и обеспечение социальной стабильности в МО
Руководители предприятийВладение собственностью, получение прибыли, приращении капитала; рост производительности труда и кадрового потенциала, рост престижа предприятия
НаселениеРост собственных доходов, повышение социального статуса, сохранение стабильности рабочего места; возможность профессионального и интеллектуального роста и самовыражения; безопасная и качественная среда проживания

В таблице 1 также находит отражение непосредственная связь интересов со стратегическими целями развития МО. Например, целевой установкой "Стратегии социально-экономического развития города Покрова" [1] является повышение уровня и улучшение качества жизни горожан. Таким образом, в стратегическом развитии МО заинтересованы все социальные субъекты, находящиеся на его территории, а согласованная их деятельность обеспечит решение поставленных задач на уровне стратегии МО. Достижение эффективного взаимодействия субъектов может быть налажено при помощи социального партнерства - инструмента учета различных интересов, средства проведения согласованной социально-экономической политики, способствующего принятию взаимоприемлемых решений [2].

Рассмотрим социальное партнерство в рамках социально-трудовой сферы. Предметом здесь будут выступать отношения субъектов управления по поводу развития рынка труда, обеспечения гарантий занятости, производства и воспроизводства трудовых ресурсов и т.п.

Вследствие структурных преобразований в экономике Петушинского района, развития новых производственных технологий изменилась квалификационная структура кадрового потенциала, возник дефицит необходимых профессий и специальностей. Кроме того, на рынке труда данной территории существует такая проблема как трудовая миграции населения.

Для корректировки обозначенной ситуации в МО "Петушинский район" принята и реализуется программа социального партнерства [3].

Задачами программы, например, являются:

  • приведение в соответствие образовательных возможностей учебных заведений Петушинского района, в том числе ВУЗов, потребностям экономики;
  • совершенствование системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан в соответствии с потребностями рынка труда;
  • повышение эффективности образовательных услуг, в том числе в ВУЗах;
  • совершенствование учебно-материальной базы институтов за счет объединения усилий с предприятиями по созданию кафедр и лабораторий.

Программа ориентирована на формирование цивилизованного рынка труда: в ней разработаны рекомендации, направленные на формирование политики развития трудовых ресурсов; проведено четкое доказательство необходимости осуществления социального партнерства между работодателями (руководители предприятий, организаций), работниками, учебными заведениями, ОМСУ; обозначены формы взаимодействия указанных субъектов управления (табл. 2).

Таблица 2
Формы взаимодействия субъектов управления [4]

Форма взаимодействия 
Подача заявки в учебные заведения на специалистов определенного профиля 
Прохождение практики на предприятии (в организации, учреждении), в том числе и преддипломной, стажировки +
Написание диплома на тему, заказанную предприятием (организацией, учреждением), с последующим трудоустройством +
Формирование заказа и одновременное вложение средств в целевую подготовку специалистов или оказание материальной поддержки, как отдельным учащимся, так и образовательному учреждению в целом +
Выступление представителей предприятий (организаций, учреждений) в учебных заведениях с лекциями и мастер-классами +
Ярмарки вакансий и профессиональные форумы, которые позволяют, получить информацию об интересующих рабочих местах  
Знакомство представителей образовательных учреждений с производственной деятельностью предприятий с целью дальнейшей корректировки существующих учебных курсов 
Участие в оценке качества образования 

При главе района создан Координационный Совет по реализации программы, призванный организационно обеспечить взаимодействие участников социального партнерства. В его состав вошли представители администрации района, руководители промышленных предприятий, учреждений среднего специального и высшего образования.

Результатами реализации программы, по мнению разработчиков, должно стать:

  • снижение трудовой миграции населения Петушинского района;
  • повышение уровня благосостояния жителей района;
  • обеспечение предприятий и организаций района квалифицированными кадрами;
  • увеличение налоговых поступлений в местные бюджеты.

Заметим, что в контексте данного примера социальное партнерство выходит за рамки социально-трудовой сферы. Социальное партнерство следует рассматривать как приоритетное направление в деятельности ОМСУ и необходимое условие стратегического развития территории.

Литература:

  1. http://www.pokrovcity.ru/pokrov/strategy.shtml
  2. Межсекторное стратегическое партнерство / Под ред. Проф. Ю.Н. Лапыгина. - Владимир:Владимирская книжная типография, 2005, с.43, ISBN - 5 - 98448 - 008 - 5.
  3. "Программа социального партнерства в формировании цивилизованного рынка труда Петушинского района до 2010 г.", 2005 г. www.petushki.avo.ru
  4. Прим. автора: знаком "+" отмечены формы взаимодействия, используемые в МО "Петушинский район".

 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga