home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

АНДРЕЕВ СОФТ

Мультимедиа в электронной поддержке обучения

Кашин Иван Анатольевич,
учитель информатики и информационно-коммуникационных технологий (Kashin-Ivan@yandex.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Невельска Сахалинской области

 

«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования...»
(М. Поташник, действительный член (академик) Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор).

Информатизация образования – активно развивающийся процесс. Под этим термином сегодня понимают использование компьютеров и телекоммуникаций в учебном процессе с целью повышения его эффективности. Информатизация образования – объективно неизбежный процесс, и с этим аспектом развития образования связываются повышенные надежды.

Компьютер в школе необходим ровно так же, как математика, физика и литература. Просто потому, что таковы требования современной культуры.

Сегодня, когда информация и международное разделение труда становятся неотъемлемыми чертами мировой экономики, образование продолжает оставаться основой персонального и профессионального успеха любого человека. Его влияние на возможности трудоустройства и жизненный уровень стало намного выше, чем раньше. Конечно, требования, предъявляемые к образованию, изменились: помимо базовых знаний и постоянного овладения новыми современный работник должен уметь продуктивно использовать информационные ресурсы. Сегодня от него требуется умение творчески мыслить, принимать решения и учиться на протяжении всей жизни.

Эффективная интеграция информационных технологий в образование является ключом к решению проблем, связанных с переходом к новой экономике, ключом, который требует соблюдения четкого баланса между лучшими методами традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения.

В национальной доктрине образования в Российской Федерации подчеркивается, что одной из основных задач современного образования является задача: «...формирования у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения»... Роль изучения школьных предметов в формировании целостного мировоззрения, предполагающего новые способы мышления и деятельности человека, трудно переоценить.

Существенное значение для формирования научного мировоззрения школьников имеет раскрытие при изучении школьных предметов роли новых информационных и коммуникативных технологий в развитии общества, изменение человека, предпосылок и условий перехода общества к постиндустриальному, информационному этапу его развития. Мультимедийные возможности современных программных систем в отображении информации значительно отличается от привычных последовательных (линейных). Это отличие заключается не только с возрастанием количества средств представления - текст, графика, анимация, видео, звук, – но и в иной форме организации данных, обусловленной возможностями гиперпространства.

Термин «медиаобразование» появился у нас в 70-е годы, возникла концепция, получив название «визуальная грамотность». Авторы концепции считали важным сформировать у учащихся комплекс умений, включая в себя умения:

  • находить необходимую информацию в разных источниках;
  • критически осмысливать информацию, понимать суть, адресную направленность, цель информации;
  • систематизировать информацию по заданным признакам.

Важно найти точки соприкосновения учебного предмета и «внешних» информационных потоков и решать задачи, которые соответствуют именно данному учебному материалу.

Развитие электронных средств мультимедиа открывает для сферы обучения принципиально новые дидактические возможности. Так, системы интерактивной графики и анимации позволяют в процессе анализа изображений управлять их содержанием, формой, размерами, цветом и другими параметрами для достижения наибольшей наглядности. Эти и ряд других возможностей слабо еще осознаны педагогами, в том числе и разработчиками электронных технологий обучения, что не позволяет в полной мере использовать учебный потенциал мультимедиа. Дело в том, что применение мультимедиа в электронном обучении не только увеличивает скорость передачи информации учащимся и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных для специалиста любой отрасли качеств, как интуиция, профессиональное «чутье», образное мышление.

Актуальность продиктована требованием времени – это радикальное изменение двух важнейших составляющих процесса образования: технологии обучения и формы представления образовательной информации на современном этапе. В последнее время остро стоит задача построения адекватной относительно современной ситуации формы образовательных процессов, гармонично включающих в себя информационные ресурсы, в частности, мультимедиа технологии и способствующие становлению реальной, а не декларативной компетентности в информационном пространстве. Где основополагающим элементом в преподавании является информационно-технологическая среда с развивающей структурой учебно-познавательного процесса, т.е. основной упор в ней делается на создание технически оснащённой и включающей в себя большое количество информации обучающей среды, обладающей гибкой и легко адаптируемой организационной структурой, оптимальной в плане эффективного использования учебного пространства и времени. Развитие познавательной активности, улучшение организации учебного процесса, смена деятельности, вида работ, сигналов, настрой, межпредметные связи, разгрузка домашнего задания.

На сегодняшний день наиболее остро стоит проблема методологических исследований в области изучения и использования мультимедиа в среднем образовании. Проведение всесторонних исследований позволит ответить на массу практических вопросов, которые до сих пор остаются без ответа. Среди них следующие. Что необходимо изменить в учебных мультимедиа продуктах, чтобы они стали востребованными, как обучающимися, так и преподавателями? В чем заключаются особенности использования мультимедиа в обучение под контролем преподавателя и в дистанционном режиме? Каковы особенности мультимедиа - средств в виртуальном компьютерном мире?

В данной работе решаются следующие задачи:

  • обосновать введение мультимедиа-технологий в учебный процесс;
  • раскрыть воздействие интерактивной компьютерной графики на интуитивное, образное мышление как возникновение нового направления в проблематике искусственного интеллекта, когнитивной (т.е. способствующей познанию) компьютерной графикой;
  • рассмотрение технологий использования мультимедиа-технологий в качестве поддержки традиционной системы обучения, как более эффективной;
  • показать в связи с применением мультимедиа-технологий в образовательном процессе происходящие существенные изменения в учебной деятельности: место, роль, функции учителя в учебном процессе.

Средства мультимедиа-технологий должны рассматриваться как вспомогательные по отношению к мыслительной деятельности участников образовательного процесса, стимулирующие ее. Какими бы заманчивыми не были бы новые информационные технологии, а также их средства, какими бы уникальными возможностями они не обладали, приоритетным всегда остается принцип «не навреди». Поэтому применение их «в угоду моде», не только не оптимизирует образовательный процесс, но и подрывает его научные основы.

За рамками данной работы осталась значительная часть проблем, являющихся по своему уровню и воздействию на ситуацию с информатизацией образования не менее актуальными, чем рассмотренные выше. Достаточно назвать медицинский аспект компьютеризации, развитие дистанционных форм образования, осуществление мониторинга образовательного процесса.

Все они объединяются в одну комплексную проблему, решение которой может стать в ряд крупнейших событий нашего времени.

В пользу этого говорит и тог факт, что не только наука, но и практика в лице педагогов видит в современных средствах вычислительной техники факторы организационного, дидактического и технического обновления школы. При этом существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности.

 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga