Мультимедиа в электронной поддержке обучения
Кашин Иван Анатольевич, учитель информатики и информационно-коммуникационных технологий
(Kashin-Ivan@yandex.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа
№1» г. Невельска Сахалинской области
|
«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому
недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии
обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат
и не гарантирующие качество образования...»
(М. Поташник, действительный член (академик) Российской академии образования,
доктор педагогических наук, профессор). |
Информатизация образования – активно развивающийся процесс. Под этим термином
сегодня понимают использование компьютеров и телекоммуникаций в учебном процессе
с целью повышения его эффективности. Информатизация образования – объективно неизбежный
процесс, и с этим аспектом развития образования связываются повышенные надежды.
Компьютер в школе необходим ровно так же, как математика, физика и литература.
Просто потому, что таковы требования современной культуры.
Сегодня, когда информация и международное разделение труда становятся неотъемлемыми
чертами мировой экономики, образование продолжает оставаться основой персонального
и профессионального успеха любого человека. Его влияние на возможности трудоустройства
и жизненный уровень стало намного выше, чем раньше. Конечно, требования, предъявляемые
к образованию, изменились: помимо базовых знаний и постоянного овладения новыми
современный работник должен уметь продуктивно использовать информационные ресурсы.
Сегодня от него требуется умение творчески мыслить, принимать решения и учиться
на протяжении всей жизни.
Эффективная интеграция информационных технологий в образование является ключом
к решению проблем, связанных с переходом к новой экономике, ключом, который требует
соблюдения четкого баланса между лучшими методами традиционного обучения и новым
пониманием самого процесса обучения.
В национальной доктрине образования в Российской Федерации подчеркивается, что
одной из основных задач современного образования является задача: «...формирования
у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения»...
Роль изучения школьных предметов в формировании целостного мировоззрения, предполагающего
новые способы мышления и деятельности человека, трудно переоценить.
Существенное значение для формирования научного мировоззрения школьников имеет
раскрытие при изучении школьных предметов роли новых информационных и коммуникативных
технологий в развитии общества, изменение человека, предпосылок и условий перехода
общества к постиндустриальному, информационному этапу его развития. Мультимедийные
возможности современных программных систем в отображении информации значительно
отличается от привычных последовательных (линейных). Это отличие заключается не
только с возрастанием количества средств представления - текст, графика, анимация,
видео, звук, – но и в иной форме организации данных, обусловленной возможностями
гиперпространства.
Термин «медиаобразование» появился у нас в 70-е годы, возникла концепция, получив
название «визуальная грамотность». Авторы концепции считали важным сформировать
у учащихся комплекс умений, включая в себя умения:
- находить необходимую информацию в разных источниках;
- критически осмысливать информацию, понимать суть, адресную направленность, цель
информации;
- систематизировать информацию по заданным признакам.
Важно найти точки соприкосновения учебного предмета и «внешних» информационных
потоков и решать задачи, которые соответствуют именно данному учебному материалу.
Развитие электронных средств мультимедиа открывает для сферы обучения принципиально
новые дидактические возможности. Так, системы интерактивной графики и анимации
позволяют в процессе анализа изображений управлять их содержанием, формой, размерами,
цветом и другими параметрами для достижения наибольшей наглядности. Эти и ряд
других возможностей слабо еще осознаны педагогами, в том числе и разработчиками
электронных технологий обучения, что не позволяет в полной мере использовать учебный
потенциал мультимедиа. Дело в том, что применение мультимедиа в электронном обучении
не только увеличивает скорость передачи информации учащимся и повышает уровень
ее понимания, но и способствует развитию таких важных для специалиста любой отрасли
качеств, как интуиция, профессиональное «чутье», образное мышление.
Актуальность продиктована требованием времени – это радикальное изменение двух
важнейших составляющих процесса образования: технологии обучения и формы представления
образовательной информации на современном этапе. В последнее время остро стоит
задача построения адекватной относительно современной ситуации формы образовательных
процессов, гармонично включающих в себя информационные ресурсы, в частности, мультимедиа
технологии и способствующие становлению реальной, а не декларативной компетентности
в информационном пространстве. Где основополагающим элементом в преподавании является
информационно-технологическая среда с развивающей структурой учебно-познавательного
процесса, т.е. основной упор в ней делается на создание технически оснащённой
и включающей в себя большое количество информации обучающей среды, обладающей
гибкой и легко адаптируемой организационной структурой, оптимальной в плане эффективного
использования учебного пространства и времени. Развитие познавательной активности,
улучшение организации учебного процесса, смена деятельности, вида работ, сигналов,
настрой, межпредметные связи, разгрузка домашнего задания.
На сегодняшний день наиболее остро стоит проблема методологических исследований
в области изучения и использования мультимедиа в среднем образовании. Проведение
всесторонних исследований позволит ответить на массу практических вопросов, которые
до сих пор остаются без ответа. Среди них следующие. Что необходимо изменить в
учебных мультимедиа продуктах, чтобы они стали востребованными, как обучающимися,
так и преподавателями? В чем заключаются особенности использования мультимедиа
в обучение под контролем преподавателя и в дистанционном режиме? Каковы особенности
мультимедиа - средств в виртуальном компьютерном мире?
В данной работе решаются следующие задачи:
- обосновать введение мультимедиа-технологий в учебный процесс;
- раскрыть воздействие интерактивной компьютерной графики на интуитивное, образное
мышление как возникновение нового направления в проблематике искусственного интеллекта,
когнитивной (т.е. способствующей познанию) компьютерной графикой;
- рассмотрение технологий использования мультимедиа-технологий в качестве поддержки
традиционной системы обучения, как более эффективной;
- показать в связи с применением мультимедиа-технологий в образовательном процессе
происходящие существенные изменения в учебной деятельности: место, роль, функции
учителя в учебном процессе.
Средства мультимедиа-технологий должны рассматриваться как вспомогательные по
отношению к мыслительной деятельности участников образовательного процесса, стимулирующие
ее. Какими бы заманчивыми не были бы новые информационные технологии, а также
их средства, какими бы уникальными возможностями они не обладали, приоритетным
всегда остается принцип «не навреди». Поэтому применение их «в угоду моде», не
только не оптимизирует образовательный процесс, но и подрывает его научные основы.
За рамками данной работы осталась значительная часть проблем, являющихся по своему
уровню и воздействию на ситуацию с информатизацией образования не менее актуальными,
чем рассмотренные выше. Достаточно назвать медицинский аспект компьютеризации,
развитие дистанционных форм образования, осуществление мониторинга образовательного
процесса.
Все они объединяются в одну комплексную проблему, решение которой может стать
в ряд крупнейших событий нашего времени.
В пользу этого говорит и тог факт, что не только наука, но и практика в лице педагогов
видит в современных средствах вычислительной техники факторы организационного,
дидактического и технического обновления школы. При этом существенное значение
имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения
школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных
средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами
информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки
всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий.
В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии,
а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий
в будущей трудовой деятельности.
|