Применение электронных таблиц в профессиональной деятельности медицинской сестры
Корчак Елена Владимировна, преподаватель информатики и ИТ (medcollege@udm.net)
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Ижевский медицинский колледж имени Героя Советского Союза Ф. А. Пушиной Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" г. Ижевск, Удмуртская Республика.
Аннотация
В этой статье приведен опыт организации практического занятия по информатике по формированию знаний и умений при работе в табличном процессоре MS Excel для студентов средних медицинских учебных заведений, на примерах и заданиях, содержащих профессиональную компоненту.
Применение электронных таблиц в профессиональной деятельности медицинской сестры.
Широкое внедрение в профессиональную деятельность компьютерных технологий в значительной степени позволяет организовывать труд, освобождая от рутинной работы по подготовке учетно-отчетной документации. Современные государственные образовательные стандарты (ГОСы) требуют от специалиста не только профессиональных знаний, но и знаний технологий, позволяющих оптимизировать свою деятельность.
Цель данной публикации заключается в том, чтобы показать опыт организации практического занятия по формированию знаний и умений работы на персональном компьютере при выполнении профессиональных задач. Основой для реализации требований ГОСов являются базовые знания и умения по работе с электронными таблицами, сформированные у студентов при прохождении занятий по информатике в школе.
Предлагаемое практическое занятие проводится со студентами первого курса на базе среднего (полного) общего образования. Как показал опыт работы, наибольший интерес оно вызывает у студентов углубленного уровня обучения - это специалисты сестринского дела с опытом работы 3 и более лет, которые реально испытывают потребность в этих знаниях и осознанно подходят к необходимости использования персонального компьютера в своей работе.
Тема: Электронные таблицы MS Excel: ввод данных, расчетные операции, построение графиков и диаграмм.
Вид занятия: Практическое занятие с объяснением нового материала и выполнением практических заданий на компьютере.
Цель занятия: познакомить студентов с возможностями электронных таблиц (ЭТ) применительно к будущей профессиональной деятельности.
Задачи занятия:
Учебные:
- проконтролировать знания и умения студентов по основным принципам работы в ЭТ;
- расширить, углубить и закрепить знания и умения студентов по выполнению расчетных операций с использованием ЭТ;
- сформировать умения по вводу данных, проведению расчетных операций, построению графиков и диаграмм на основе исходных показателей с профессиональной компонентой.
Развивающие:
- побудить студентов к восприятию нового материала с целью дальнейшего использования полученных знаний в профессиональной деятельности;
- сформировать стремление к постоянному пополнению, углублению и повышению знаний;
- развить умения мыслить, анализировать и делать выводы;
Воспитательные:
- продолжить формирование информационной культуры, компьютерной грамотности;
- способствовать повышению культуры труда с помощью персонального компьютера;
- формировать научное мировоззрение путем демонстрации возможности компьютеров, в частности электронных таблиц, для решения профессиональных задач.
Методические:
- продемонстрировать применение персонального компьютера при решении профессиональных задач;
- продолжить формирование методических материалов по учебной дисциплине.
В ходе урока хотелось бы боле подробно представить основную его часть (самостоятельную работу студентов).
Самостоятельная работа студентов с использованием учебного пособия.
Задание 1.
- Представить исходные данные в виде графика или диаграммы.
- Сохранить в своей папке под соответствующим именем.
Вариант 1.
Основные причины, препятствующие призыву юношей на военную службу (в процентах).
Причина | Доля |
хронические соматические болезни | 29,6 |
последствия травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата | 21,5 |
психические расстройства (умственная отсталость, психопатия) | 33,0 |
Вариант 2.
Состояние здоровья школьников (в процентах к числу осмотренных)
Состояние | Доля |
дети, с хроническими болезнями | 40 |
дети, с морфофункциональными отклонениями | 50 |
здоровые дети | 10 |
Вариант 3.
Дефицит массы тела у детей дошкольного возраста (в процентах к числу опрошенных)
Год | Доля |
1975 год | 6,9 |
1985 год | 8,8 |
1995 год | 12,4 |
Вариант 4.
Распределение студентов по количеству квадратных метров жилой площади
на одного члена семьи.
Жилая площадь (кв. м.) | Здоровые | Больные |
до 3 | 0,0 | 11,0 |
от 4 до 6 | 9,7 | 10,4 |
от 7 до 9 | 20,2 | 34,3 |
от 10 до 15 | 31,8 | 32,8 |
более 15 | 27,3 | 20,9 |
Вариант 5.
Распределение потока пострадавших по времени с момента получения травмы.
Время обращения после травмы | Доля |
до 6 часов | 44,4 |
от 6 до 12 часов | 8,3 |
от 12 до 24 часов | 23,7 |
более 24 часов | 23,6 |
Вариант 6.
Источники эмоциональной поддержки пациентов отделения неврозов.
Причина | Доля |
Врач | 36,3 |
Больные палаты и отделения | 27,3 |
Медицинская сестра | 17,7 |
От "себя самого" | 8,6 |
Посетители и родственники | 7,7 |
Вариант 7.
Социальный статус СПИДа в Удмуртской Республике (2004 г.).
Категория | Кол-во |
Безработных | 838 |
Рабочих | 177 |
Служащих | 26 |
Учащихся школ и училищ | 72 |
Студентов | 15 |
Вариант 8.
Количество ВИЧ инфицированных в г. Ижевске по районам (2001 г.).
Район | Кол-во |
Октябрьский | 95 |
Первомайский | 93 |
Устиновский | 248 |
Индустриальный | 117 |
Ленинский | 138 |
Задание 2.
Ввести табличные данные.
- Подсчитать итоговые значения абсолютных величин.
- Выразить абсолютные значения в процентах к итогу.
- Проверить полученный результат.
- Построить столбиковую диаграмму для абсолютных значений.
Вариант 1.
Сезонность получения травм в 2004 году
Сезон | Всего травм получено | % к итогу |
Весна | 1 | |
Лето | 7 | |
Осень | 7 | |
Зима | 3 | |
Итого: | | |
Вариант 2.
Острота зрения до и после лечения в контрольной группе
Острота зрения | до лечения абсолютное число | до лечения в % к итогу | после лечения абсолютное число | после лечения в % к итогу |
0,05-0,1 | 10 | | 7 | |
0,2-0,3 | 25 | | 17 | |
0,4-0,7 | 41 | | 45 | |
0,8 и выше | 1 | | 8 | |
Итого | | | | |
Вариант 3.
Пути рождения ребенка
Пути рождения | Группа наблюдения, абсолютное число | Группа наблюдения, % к итогу | Группа сравнения, абсолютное число | Группа сравнения, % к итогу |
Самостоятельно | 39 | | 47 | |
Кесарево | 11 | | 3 | |
Итого | | | | |
Вариант 4.
Причины появления избыточного веса.
Причины | Мужчины абсолютное число | Мужчины в % к итогу | Женщины абсолютное число | Женщины в % к итогу | Всего абсолютное число | Всего в % к итогу |
Малоподвижный образ жизни | 16 | | 17 | | 33 | |
Неправильное и нерегулярное питание | 21 | | 30 | | 51 | |
Наследственность | 8 | | 8 | | 16 | |
Итого: | | | | | | |
Вариант 5.
Количество травм.
Стаж работы | Число пострадавших |
Мужчины абсолютное число | Мужчины в % к итогу | Женщины абсолютное число | Женщины в % к итогу |
До 1 года | 1,0 | | 1,0 | |
От 2до 3 | 3,0 | | 0,0 | |
От 4 до 10 | 7,0 | | 0,0 | |
От 11 до 15 | 2,0 | | 0,0 | |
От 16 до 20 | 2,0 | | 0,0 | |
От 21 до 25 | 1,0 | | 0,0 | |
От 26 до 30 | 1,0 | | 0,0 | |
От 31 | 0,0 | | 0,0 | |
Итого: | | | | |
Вариант 6
Распределение респондентов по уровню образования родителей
Образование | Женщин, абсол. число | Женщины, % к числу опрошен. | Мужчины, абсл. число. | Мужчины, % к числу опрошен. |
неполное среднее | 12 | | 9 | |
среднее | 22 | | 22 | |
среднее специальное | 36 | | 41 | |
высшее | 30 | | 22 | |
Итого | | | | |
Вариант 7.
Распределение респондентов по семейному положению.
семейное положение | абсол. число | % к числу опрошенных. |
полная семья (живут в браке) | 62 | |
живут без брака | 32 | |
одинокая | 6 | |
Итого | | |
Вариант 8.
Состояние питания респондентов
Состояние питания | Группа наблюдения, абсолютное число | Группа наблюдения, % к итогу | Группа сравнения, абсолютное число | Группа сравнения, % к итогу |
Соответствует возрасту | 40 | | 49 | |
Избыток массы | 4 | | 1 | |
Дефицит массы | 6 | | 0 | |
Итого | | | | |
Подведение итогов.
Таким образом, представленная технология практического занятия позволяет реализовать требования ГОСов по подготовке специалиста, а формирование умений по вводу данных, проведению расчетных операций, построению графиков и диаграмм на основе исходных данных с профессиональной компонентой дают возможность приблизить самостоятельную работу на занятии к реально существующей в практическом здравоохранении деятельности.
*Данные взяты из дипломных работ студентов отделения "Сестринское дело" повышенного уровня образования.
|