home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

АНДРЕЕВ СОФТ

Психологические аспекты обучения с применением информационных технологий в Военной академии воздушно-космической обороны

Корженевский Сергей Станиславович,
с.н.с. (vupvo@tvcom.ru);

Корчагин Павел Викторович,
начальник ИТ-лаботатории (vupvo@tvcom.ru)
Военная академия воздушно-космической обороны

ВА ВКО - высшее учебное заведение, в котором осуществляется подготовка по специальностям и специализациям высшего военного и военно-специального образования для вооруженных сил РФ и армий иностранных государств. В академии ведется обучение нескольким специальностям гражданских специалистов, а также по нескольким специальностям дополнительного образования.

Академия является центром подготовки военных специалистов и проведения исследований по вопросам построения и ведения комплексной противовоздушной, ракетно-космической и воздушно-космической обороны государства. То есть преподавание информационных технологий не является основным направлением учебной деятельности вуза. Вместе с тем происходит стремительное развитие телекоммуникаций и информационных технологий на их основе. Национальный проект "Образование" предусматривает широкое внедрение современных образовательных технологий, и развитие системы профессиональной подготовки в армии.

Однако мы обратили внимание, что электронными ресурсами информационно-образовательной среды вуза слушатели пользуются не так активно, как это ожидалось. Был проведен анализ причин, из-за которых такое положение дел имеет место. Причин оказалось достаточно много, в том числе и объективного характера, но основные из них связаны с психологией обучаемых:

  1. Слушатели - это люди с уже богатым жизненным опытом, мировоззрение которых уже сформировалось. У каждого из них "за плечами" уже 10-15 лет службы, то есть они начали службу в девяностые годы прошлого века - годы, когда армия слабо финансировалась. Кто хотел тогда - уходил в бизнес. А те молодые люди, которые шли в армию, шли туда, прежде всего, по убеждениям. Поэтому слушатели в "общей массе" по своей натуре не бизнесмены. Они не привыкли постоянно искать новую для себя информацию;
  2. Слушатели - это офицеры, в подавляющем числе случаев - мужчины, которые привыкли командовать (это часто позволяет не искать информацию самому, а знать, у кого её получить), следовательно, нужна очень серьезная мотивация к учебе вообще и самостоятельному обучению в частности;
  3. Современные образовательные технологии предполагают мощное развитие телекоммуникаций, а военная служба предполагает доступ к закрытой информации. Опасение за ее возможную утечку по техническим каналам (особенно при наличии доступа к сети Интернет) зачастую останавливает интерес к образованию при помощи компьютера;
  4. Накладывает отпечаток специфика предшествующей службы. Изначально в армии уровень компьютеризации был не самым высоким. Если на протяжении многих лет у командира на столе главным компьютером был телефонный аппарат, то человек просто не видит, для чего ему нужен компьютер. Зачастую компьютер на столе у руководителя - это дань моде, новое веяние, а получить какую-либо справочную информацию можно при помощи того же телефонного аппарата либо на совещании, собрав подчиненных;
  5. В академии есть и такие обучаемые (чаще это военнослужащие - представители армий иностранных государств) которые впервые увидели компьютер только у нас. Эти люди в своем общении с компьютером просто боятся сделать "что-то не то" и поэтому подходят к нему только во время плановых занятий.

Для снижения роли этих причин и одновременно улучшения качества обучения необходимо решение как минимум двух взаимосвязанных задач, а именно: дидактической - формирование информационной культуры у слушателей всех возрастов и рангов - и, второй - педагогической - введение преподавателем в процесс обучения инновационных форм и методов преподавания с применением новых информационных технологий.

 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga