Создание единой информационно-коммуникационной среды ГОУ СПО Боровичского педагогического колледжа
Коваленко Нина Петровна, к.п.н., преподаватель информатики, высшая квалификационная категория (bpkol@novgorod.net)
ГОУ СПО Боровичский педагогический колледж, Новгородская область
Основной целью деятельности коллектива преподавателей государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Боровичского педагогического колледжа (ГОУ СПО БПК) является подготовка всесторонне развитой личности и квалифицированного специалиста, конкурентноспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
В настоящее время модернизация образования в ГОУ БПК приобретает качественно новый уровень:
- решается задача массового использования компьютерных технологий в профессиональном образовании;
- рассматривается проблема создания единой информационно-коммуникационной среды.
В процессе решения указанной проблемы мы определили содержание понятий:
- информатизация образования;
- информационно-коммуникационная среда;
- информационно-коммуникационная предметная среда;
- информационно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса колледжа;
- информационное взаимодействие образовательного назначения (ИВ ОН);
- информационное взаимодействие между организаторами учебно-воспитательного процесса;
- ИКТ-компетенция преподавателя.
Информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.
Таким образом, ИКТ обучения - это:
- синтез современных достижений педагогической науки и средств информационно-вычислительной техники;
- научные подходы к организации учебно-воспитательного процесса с целью его оптимизации и повышения эффективности;
- постоянное обновление материально-технической базы образовательных учреждений.
Процесс "Информатизация образования" инициирует следующие процессы:
- совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информационного общества глобальной, массовой коммуникации;
- создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной информационной деятельности;
- совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;
- создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых. [4, c. 182-183; 7, c. 25].
Информационно-коммуникационная среда - это совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом, с помощью интерактивных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Информационно-коммуникационная среда включает:
- множество информационных объектов и связей между ними;
- средства и технологии сбора, накопления, передачи (транслирования), обработки, продуцирования и распространения информации, собственно знания, средства воспроизведения аудиовизуальной информации;
- организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы. [7, c. 26-27].
Информационно-коммуникационная предметная среда - это:
- совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучаемым(и), преподавателем и средствами ИКТ, формированию познавательной активности обучаемого, при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием;
- совокупность условий обеспечивающих осуществление деятельности с информационным ресурсом некоторой предметной области с помощью интерактивных средств ИКТ;
- информационное взаимодействие между пользователями с помощью интерактивных ИКТ, взаимодействующих с пользователем как с субъектом информационного общения и личностью;
- интерактивное информационное взаимодействие между пользователем и объектами предметной среды, отображающей закономерности и особенности соответствующей предметной области (или областей).
Информационно-коммуникационная предметная среда включает совокупность программно-аппаратных средств и систем, компьютерных информационных (локальных, глобальной) сетей и каналов связи, организационно-методических элементов системы образования и прикладной информации об определенной (определенных) предметной области (предметных областях).
Функционирование информационно-коммуникационной предметной среды определяется следующими факторами:
- осуществлением информационного взаимодействия пользователя (пользователей) как между собой (в рамках образовательных взаимодействий), так и с экранными представлениями изучаемых объектов, влиянием на рассматриваемые процессы или явления, учебные сюжеты, протекающие и развивающиеся на базе использования распределенного информационного образовательного ресурса данной конкретной предметной области;
- возможностью работать в условиях реализации встроенных технологий обучения, ориентированных на обучение закономерностям данной конкретной предметной области [4, c. 183-184; 7, c. 26].
Информационно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса колледжа - обеспечение образовательного процесса необходимыми научно-педагогическими, учебно-методическими, информационно-справочными, инструктивно-организационными, нормативно-методическими, техническими и другими материалами, которые используются в учебно-воспитательном процессе нашего учебного заведения [7, c. 27].
Информационное взаимодействие образовательного назначения (ИВ ОН) в условиях использования средств информационных и коммуникационных технологий - это:
- деятельность, направленная на сбор, обработку, применение и передачу информации, осуществляемую субъектами образовательного процесса (обучающийся, обучаемый), средство обучения, функционирующее на базе ИКТ и обеспечивающая психолого-педагогическое воздействие, ориентированное на развитие креативного (творческого) потенциала индивида;
- формирование системы знаний определенной предметной области;
- формирование комплекса умений и навыков осуществления учебной деятельности, в том числе по изучению закономерностей предметной области [7, c. 27].
Информационное взаимодействие между организаторами учебно-воспитательного процесса и сотрудниками колледжа - это информационная деятельность между организаторами учебно-воспитательного процесса (директор, заместители директора по научно-методической, учебной, учебно-производственной и воспитательной работе, преподаватели, заведующая библиотекой, практический психолог) и другими сотрудниками колледжа.
При информационном взаимодействии между организаторами учебно-воспитательного процесса и сотрудниками учебного заведения осуществляется сбор, обработка, хранение, передача, создание информационно-методических материалов различного вида.
Результатами информационного взаимодействия могут служить определенные выводы о развитии образовательного процесса в целом, конкретные выводы о продвижении в учении отдельного ученика, решения о дальнейшем развитии учебного заведения и пр. Функционирование информационных потоков осуществляется как в процессе профессиональной деятельности преподавателей колледжа, так и при их общении со студентами и их родителями [7, c. 27].
Вышесказанное мы представили в виде схемы: "Создание единой информационно-коммуникативной среды ГОУ СПО Боровичского педагогического колледжа".
Литература:
- Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 576 с.
- Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. - М.: Наука, 1999. - 191 с., ил. - (Кибернетика: неограниченные возможности и возможные ограничения).
- Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования. / Разработано в Институте информатизации образования РАО под науч. рук. И.В. Роберт. // Информатика и образование, NN 4,5,7, 2000 г., 1, 2001.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994.
- Роберт И.В. О понятийном аппарате информатизации образования // Информатика и образование. - 2003. - № 1. - С. 2-9.
- Роберт И.В. О понятийном аппарате информатизации образования // Информатика и образование. - 2003. - № 2. - С. 8-14.
- Роберт И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования // Информатика и образование. - 2004. - № 5. - С. 22-29.
- Роберт И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования // Информатика и образование. - 2004. - № 6. С. 63-70.
- Роберт И.В., Поляков В.А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. - М.: "Образование и Информатика", 2004.
- Роберт И.В., Козлов О.А. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования. - М.: ИИО РАО, 2005.
- Роберт И.В., Прозорова Ю.А., Касторнова В.А. Основные понятия Единого информационного образовательного пространства //Ученые записки ИИО РАО. - 2002. - Вып. 6. - С. 5.
|