home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

АНДРЕЕВ СОФТ

Практико-ориентированный подход к обучению специалистов в области информационных технологий

Ларина Нина Александровна,
к.п.н.,доцент (lari51@mail.ru);

Липендина Елена Аркадьевна,
к.п.н.,доцент (lipendinae@mail.ru)
Рубцовский индустриальный институт (филиал) ГОУ ВПО "Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова" г. Рубцовск

Аннотация

В докладе поставлены проблемы низкой профессиональной компетентности и конкурентоспособности выпускников вузов. Одним из способов преодоления выделенных проблем авторы считают практико-ориентированный подход в обучении специалистов области ИТ. Приведен пример из практики обучения студентов в вузе предметам, связанным с информационными технологиями. Проанализирован многолетний опыт применения данного подхода.

Характерные для современного высшего образования академизм, монологичность, фундаментализм в большинстве случаев приводят к тому, что выпускники вузов не имеют навыков самостоятельной поисковой деятельности, не умеют работать в группе и эффективно использовать полученные теоретические представления для решения задач, выходящих за пределы учебных ситуаций.

Что сказывается на профессиональной компетентности молодых специалистов, которые испытывают трудности в конкуренции рынка труда и в адаптации к условиям деятельности. Получается, что профессиональное становление занимает еще несколько лет после окончания вуза и требует дополнительных усилий от самих молодых специалистов и денежных затрат от компаний в которых они работают на переквалификацию.

По нашему мнению, основной проблемой низкой профессиональной компетентности выпускников вузов и их не конкурентоспособности является отсутствие практики в области будущей профессиональной деятельности. И если какие-то отрасли переживают данную проблему менее болезненно, то отрасль информационных технологий остро нуждается в специалистах, практико-ориентированных на эффективную профессиональную деятельность сразу после окончания вуза.

Для преодоления обозначенных проблем необходимо уже сегодня переопределить принципы, методы и процедуры формирования содержания профессионального образования, и согласовать стандарты по подготовке ИТ-специалистов с профессиональными стандартами ИТ-области.

На наш взгляд, при организации обучения специалиста, в формировании содержания образования и образовательных стандартов акцент необходимо ставить на принципы диалогизма и практико-ориентироанности. Это позволит сформировать у будущих специалистов навыки диалогического общения, толерантное отношение к мнениям и взглядам коллег, умение выделять проблему из общей ситуации, выбирать оптимальный способ решения, прогнозировать и анализировать результаты. Что соответствует критериям профессиональной компетентности специалиста.

В основу реализации данных принципов положены:

  • реальные профессиональные задачи, сложность которых возрастает от курса к курсу;
  • специфика профессиональной деятельности специалистов ИТ-области, которые работают индивидуально, малыми группами и большими коллективами;
  • интеграция знаний, методов различных областей науки и человеческой практики.

Исходя из вышесказанного, хотелось бы поделиться результатами многолетней работы с применением практико-ориентированного подхода и диалога в обучении ИТ-специалистов.

Практико-ориентированный подход обучения начинает применяться с первых дней обучения в вузе. Рабочие программы построены таким образом, что специальные предметы (введение в специальность, системное программное обеспечение, алгоритмические языки и пр.) изучаются на 1 курсе. Лабораторно-практические занятия проводятся с использованием ЭВМ и нацелены на индивидуальную поисковую деятельность, где студент непросто закрепляет основные теоретические положения учебного предмета, а учится прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по выбранному способу решения учебной задачи, самостоятельно организовывать свою деятельность.

На втором курсе, к указанной деятельности добавляется продолжительная учебная практика, результатом которой является разработанный под руководством специалистов кафедры программный продукт для решения небольших по объему прикладных задач, выбранных из круга актуальных проблем. На данном этапе будущие специалисты знакомятся с реальными задачами производства, их постановкой, решением, документированием и презентацией. Диалог является средством выявления проблемы и путей ее решения.

Студенты третьего курса, в рамках предмета "Прикладное программное обеспечение", разрабатывают проекты в малых группах по 5-6 человек, где в основу работы положен полилог. На этом этапе выполняется полный цикл исследовательской деятельности: от изучения предметной области и выделения проблемы до апробации программного продукта.

На четвертом курсе студенты проходят производственную практику "Моделирование производственных процессов", где решают реальные задачи по проблемам предприятий города и внедряют их в опытную и, возможно, промышленную эксплуатацию.

На последнем - пятом курсе, с целью формирования объемного понимания будущей профессиональной деятельности и своей роли в ней, используется интеграция нескольких предметов: "Интеллектуальные системы", "Технологии обработки данных" и "Компьютерные технологии обучения". Для этого разрабатывается интегрированное задание на создание программной системы всей группой студентов. Студенты выбирают метод организации коллектива разработчиков, назначают роли, выявляют подсистемы и их функции, составляют сетевой график работ и начинают выполнять разработку проекта и его документирование. Затем выполняется сборка, отладка и сдача проекта, проживая тем самым полный цикл профессиональной деятельности программиста.

Кроме того, пятикурсники на преддипломной практике изучают реальную область автоматизации на промышленных предприятиях и организациях города и края, определяют проблему и ставят задачу, которую решают в рамках дипломного проекта или работы.

Таким образом, наши выпускники к окончанию вуза в своих резюме имеют возможность заполнить графу практической работы по специальности и указать конкретные решенные задачи, что в настоящее время считается ценным показателем на рынке труда. Другим показателем результативности нашей работы можно считать авторские свидетельства Отраслевого фонда алгоритмов и программ на программы наших студентов. Кроме этого, к четвертому-пятому курсам студенты активно и результативно участвуют в региональных и всероссийских научно-практических конференциях. За последние годы студенческая команда дважды выходила и участвовала в полуфинале мирового чемпионата по программированию ACM.

Мы считаем, что практико-ориентированность и диалог позволяют студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность. Что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.

Литература:

  1. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.: ил.
  2. Болотов В.А., Ефремова Н.Ф. Система оценки качества российского образования // Педагогика. - 2006. - № 1. - С.22-31.
  3. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga