Опыт создания кейсов, использующих информационные технологии для студентов-экономистов
Лёзина Татьяна Андреевна, к.ф.-м.н., доцент (t.lezina@econ.pu.ru);
Скачкова Виктория Валерьевна, к.э.н., доцент (v.skachkova@econ.pu.ru)
Санкт-Петербургский государственный университет, экономический факультет
Под кейсом понимается реальная ситуация, содержащая проблему, решение которой требует знаний из разных предметных областей. Как правило, кейсы разра-батываются для решения задач из области маркетинга, менеджмента, стратегиче-ского планирования, финансового менеджмента и предназначены для получения на-выков решения проблем реальной жизни на основе теоретической ситуации. Кейс содержит всю необходимую информацию для принятия решения и обсуждается в мини-группе.
Традиционные кейсы, как правило, не предполагают использования информа-ционных технологий для анализа имеющейся информации, для поддержки прини-маемых решений.
На наш взгляд было бы очень полезно и более практически значимо, если бы для решения практической ситуации исходные данные показатели анализировались стандартными программными средствами, получались бы результаты в соответст-вии со стандартными моделями заданной области. Примером могут служить такие задачи:
- Формирование кредитного рейтинга покупателя (базируется на данных бухгалтерского учета и расчетах по модели ABCXYZ-анализа клиентов);
- Формирование ассортиментной линии (базируется на расчетах по модели ABCXYZ-анализа и расчетах прогнозных моделей);
- Оценка стоимости капитала компании в соответствии с моделями EVA и SVA.
Для решения такого рода кейсов, на наш взгляд, следует сформировать ин-формационную среду, в которой заложены соответствующие модели или сформиро-ваны процедуры расчета показателей.
Информационное приложение может разрабатываться как в стандартных офисных программах (например, MS Excel) , так и в предметно-ориентированных программах (например, в среде 1С:Предприятие). Соответствующее приложение формируется заранее и предоставляется слушателям как средство поддержки для решения кейса.
Преимуществом таких решений является:
- Исходная информация кейса представлена в виде оперативных данных деятельности организации, слушатели сами определяют требуемые показатели оценки ситуации и без дополнительных затрат времени получают результаты расчетов (например, для ситуаций, базирующихся на финансовом анализе).
- Слушатели выбирают модель (или комплекс моделей) оценки ситуации, вводят заданные в кейсе параметры модели и самостоятельно интерпретируют результат.
По нашему опыту оптимальной является следующая последовательность эта-пов разработки кейса:
- Постановка задачи преподавателем - специалистом предметной области кейса;
- Обсуждение с IT-специалистом вариантов информационных технологий поддержки кейса;
- Разработка программной среды;
- Создание комплексного кейса, где, кроме обсуждения самой ситуации, представлены возможности поддерживающей программы;
- Тестирование кейса.
Ниже приводится пример использования 1С:Предприятия для поддержки кейса.
Постановка задачи.
Задание: предложить различные позиции кредитования клиентов.
Исходная информация: данные бухгалтерского учета.
Комментарии для преподавателя:
- основанием для решения могут быть показатели оценки клиента (Средний за период объем продаж в % от общего объема продаж, Оборачиваемость д/з, Объем просроченной задолженности, в % от объема продаж, Сроки просро-ченной задолженности, Период работы с клиентом). Для каждого показателя предлагается соответствующая бальная оценка и вес в рамках организации. По этой шкале всех клиентов можно разделить на несколько групп по уровню надежности;
- группировка клиента возможна на основании результатов ABC-анализа;
- с помощью XYZ-анализа клиенты классифицируются по стабильности осуществляемых ими закупок, то есть по значению коэффициента вариации выбранного показателя;
- при необходимости можно представить сумму минимального и максимально-го размера кредита.
Информационная поддержка.
Предлагается собственная конфигурация 1С:Предприятие, где разработаны процедуры расчета:
- показателей надежности клиента на основании данных бухгалтерского учета;
- показателей ABC и XYZ-анализа;
- показатели рекомендуемых условий кредитования.
Конфигурация, создана на основании не типовой модели данных, соответст-вующей требованиям бухгалтерского учета включает:
- входные структуры информации (справочники, документы);
- регистры сведений для хранения периодических показателей, в том числе ABC-регистр, XYZ-регистр и др.;
- регистры накопления как прототипы хранилищ данных;
- бухгалтерские регистры;
- отчеты (по всем показателям).
Конфигурация интегрируема с типовой бухгалтерской конфигурацией, но более удобна для кейса, так как содержит меньшее количество объектов и акцентируется на целях кейса.
Участники кейса при необходимости самостоятельно выбирают требуемые показатели. Возможно быстрое изменение исходных данных, что позволяет моделировать различные реальные ситуации.
В качестве другого примера кейса приведем оценки стоимости компании в соответствии с моделями EVA и SVA (предметная область - оценка бизнеса).
В этом практическом примере требуется произвести оценку стоимости капитала конкретной компании в соответствии с двумя разными моделями и оценить чувствительность моделей к изменениям входных параметров.
Для оценки стоимости капитала компании можно использовать два подхода, реализованных в виде двух различных систем.
Первая рассчитана на специалиста, которому важно получение результата оценки, при этом сама методика ему не важна. Система реализована в среде Microsoft Excel с использованием VBA. Аналитик вводит исходные параметры, и автоматически получает графики поведения показателей, сравнивает показатели при различных входных параметрах.
Вторая система представляет подготовленную рабочую книгу Microsoft Excel, в которую уже внесены все исходные параметры и от аналитика требуется только формализовать известную модель, а также принять решение о выборе оптимальных инструментах анализа модели.
Такой подход оправдан для начинающих специалистов, которым необходимо глубже понять и прочувствовать анализируемую модель.
|