Реализация базового курса информатики в системе непрерывного образования "школа-вуз-дополнительное образование"
Матчин Василий Тимофеевич, старший преподаватель кафедры
Технических и информационных средств систем управления (ТИССУ) (matchin@mirea.ru)
Московский институт радиотехники, электроники и автоматики
(технический университет)
Дементьев Иван Олегович, педагог лицея №1525 «Воробьевы
горы» (dementiev@mirea.ru);
Ильин Иван Владимирович, педагог дополнительного образования Московского
городского Дворца детского (юношеского) творчества (ilyin@mirea.ru)
Государственное образовательное учреждение Московский
институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет); Московский
городской дворец детского (юношеского) творчества
Участие в реализации основных ступеней модели непрерывного
образования «школа-вуз» побудило авторов к достаточно углубленному исследованию
и регулированию качественных показателей учебно-творческого процесса на каждой
из ступеней, направленных, прежде всего, на обеспечение преемственности и соблюдение
требований действующих стандартов по отношению к каждой из ступеней и к модели
в целом. Только такой целостный подход к проблеме выстраивания сквозного обучения
по весьма значимому в век информационного общества курсу, как информатика,
может обеспечить необходимую и упреждающую базовую подготовку учащейся молодежи
к многоплановому изучению и эффективному использованию современных
информационных технологий в труде и быту.
Прежде всего возникает и в
соответствующих заявительных публикациях авторов в ОФАП описывается
эмерджентная, эргодичная и аддитивная модель трехуровневого
системного построения курса информатики по вертикали "школа-дополнительное образование-вуз", базирующаяся на сопряжении действующих для соответствующих
ступеней образовательных стандартов. Согласно парадигме авторов это сопряжение
опирается на единое для всех ступеней онтологическое соглашение и на единую
методологию восходящей по спирали креативности учебно-творческого процесса, основой которого является сквозное (курсовое)
проектирование в сочетании с функционалами НИРС, НТТМ, ЮНТО. При ограничениях,
накладываемых обязательностью признака аддитивности модели, возможная и неизбежная
ее диссипатиность, вызванная эволюционной компонентой
развития каждой из ступеней компромиссно учитывается в обслуживающем модель
математическом аппарате семантико энтропийного регулирования
информационного морфизма онтологий ступеней путем подменны обощенной энтропийной оценки морфизма оценкой диссипативного
типа, то есть эпсилон энтропии в ее европейском
толковании (не американском - в основном относящимся к сетевым регулированиям).
Опираясь на эти гипотетические подходы можно выдвинуть
следующие тезисы по вопросам достаточности обеспечения стандартами
перечисленных выше ступеней.
Школьная базовая ступень.
Принят и, как правило, реализуется в благополучных школьных
учебных заведениях базовый стандарт основного общего образования по информатике
и информационно-телекоммуникационным технологиям.
Стандарт предоставляет обширную, многоплановую палитру изучения
всевозможных сторон, граней и нюансов довольно сложного курса школьной информатики.
Наряду с достаточно глубоко отраженными в нем вопросами основ теории, например,
классических работ Шеннона, основ кодообразования и
т.п., в нем явно преобладают прикладная пользовательская часть (прикладная
информатика) и основы программирования в приложении к относительно несложным
популярным языкам, например, Бейсик. Такая гибридизация, к сожалению, является
вынужденной, поскольку в преддверии к информатике в школьном образовании
вводный начальный курс не предусмотрен, а само программирование, как самостоятельная
дисциплина от информатики не отделено. К тому же несмотря на всю явную перегруженность дисциплины в явном виде курсовая работа
или иная эквивалентная форма креативной реализации
стандартом не оговорена. Правда, следует заметить, что многие школы, в том
числе лицей «Воробьевы горы», так или иначе ставят на поток написание учащимися
творческих работ курсового типа, проводят олимпиады, конкурсы, конференции и
семинары. Следует отметить также, что стандарт на практике сопровождается
достаточно сложившимися четырьмя модификациями – адаптами:
- углубленная специализированная версия для
учащихся физико-математических школ;
- углубленная версия для учащихся специализаций
информационной направленности;
- специализированная версия, адаптированная для
учащихся гуманитарного профиля;
- специализированная адаптированная по медицинским
показаниям версия для учащихся с ослабленным физическим здоровьем, в том числе
для детей-инвалидов (спастиков и др.).
Авторам не известны версии, профилирующие базовое обучение
информатики для различных направлений профессиональной подготовки в ПТУ – есть
надежда, что этот исключительно важный вопрос имеет благополучное разрешение.
Вузовская базовая ступень (на примере специальности
«Информационные системы и технологии»).
В отличие от средней общеобразовательной школы в высшей школе
требования к минимуму содержания курса «информатика» описываются отдельно и несколько
по-разному для каждой из многих специальностей и каждого из многих направлений
подготовки бакалавров, поскольку каждая специальность или каждое направление
регламентируются своим ВШ РФ образовательным стандартом.
Даже по продвинутой в части информатики
специальности «Информационные системы и технологии» (в отличие от развернутого
стандарта по школьной базовой подготовке), относящаяся к постановке информатики
запись, довольно скупа, а именно: понятие информации, общая характеристика
процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и
программные средства реализации информационных процессов; модели решения
функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки
программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и
технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты
информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты
информации; компьютерный практикум (в объеме 272 часов равномерно распределенных между практической и теоретической частью).
Зато в учебных планах вуза и рабочих программах по дисциплине в
приложение к стандарту заявляется курсовая работа,
предшествующая итоговому экзамену по курсу. Курсовая работа двухсеместровой
дисциплины первокурсников поддерживается методическими указаниями по ее
реализации, а дисциплина в целом сопровождается учебно-методическим комплексом
(УМК). Рабочая программа и УМК существенно развивают вектор стандарта, учитывая
уровень и коэффициент затухания остаточных знаний по прикладной информатике и
основам программирования, сформировавшиеся у студента – вчерашнего школьника.
В нормальной постановке курсовая работа имеет выраженные креативные признаки, то есть постановка задач увязывается с
системным анализом и гипотезацией идей и подходов
самим проектантом – учащимся. Такой путь значительно продуктивней, чем подмена
курсовой работы креативного уровня многозадачными инвариантными наполнениями
курсового задания.
В практике авторов в преподавании информатики для студентов
сложились три уровня сложности и меры креативности,
полностью опирающиеся на требования действующего образовательного стандарта по
специальности и критерии оптимизации уровня знаний (по модели Раша).
Первый основной базовый уровень – обязательный для всех
студентов первого курса – основы информатики в ее наукоемком фундаментальном
понимании. Эти основы закладываются еще в первом семестре двухсеместровго курса. Основным учебным пособием является весьма удачно сделанный электронный Интернет
– продукт объемом в 163 HTML страницы («Краткий курс информатики» -
http://cnit.art3d.ru). Развивают этот конспект лекций переложенные в электронный
вид (700с.) четырехтомные труды энциклопедитста –
классика информатики Манфрэда Броя и некотороые к нему обновления.
Второй развивающий базовый уровень – представляет собой
специализацию по одному из направлений более детального изучения информатики на
выбор учащегося в зависимости от жанровых особенностей затеваемого им курсового
проектирования, а именно:
- информациология(инфодинамика);
- аддитивная информатика;
- синергетическая информатика;
- математическая информатика;
- различные версии прикладной информатики
(например, макромедиа информатика).
Этот уровень по каждому из направлений снабжен
специализированными учебниками и пособиями, входящими в электронные библиотеки
объединенного информационного минипотрала кафедры
вуза и школьного обучения в МГД Д(Ю)Т. (Обустройство минипортала позволяет туннелировать виртуальные электронные
библиотеки всем персоналиям учебно-творческого процесса модели "школа-вуз-дополнительное образование").
Третий уровень поддержки курсового проектирования, НИРС,
дальнейшего углубления изучения информатики для студентов групп так называемого
«элитного образования» также сопровождается соответствующими информационными
контейнерами и адресацией Интернета в информационном минипортале.
Ступень (подсистема) дополнительного образования в модели
«школа-вуз».
Подсистема не поддерживается каким-либо образовательным
стандартом, регламентирующим предметную область дисциплины «информатика»
(впрочем, как и многих остальных дисциплин дополнительного образования). Вместе
с тем постановка и интенсивное развитие этой дисциплины в системе
дополнительного образования студентов и школьников чрезвычайно важны и
эффективны для модели «школа-вуз». Это объясняется преобладанием инновационной
и креативной компонент в сущности самого
дополнительного образования, в том числе в сфере информатики и НИТ.
Множественность образовательных траекторий, высокая степень персонификации
обучения, многомодульность информационного наполнения
в многолетней практике авторов привели эту часть модели к следующему
трехуровневому виду:
- Начальный курс развивающей информатики
реализуется в секторе Информатики и ВТ МГДД(Ю)Т в
специализированных компьютерно-сетевых классах
комплексного технологического обеспечения корпорации Intel.
- Углубленный со специализацией поднаправлений и развитой креативной составляющей курс информатики реализуется сектором НИТ МГДД(Ю)Т
в формате мультитематической дисциплины
дополнительного образования "Информсреда" в
специализированных компьютерно-сетевых классах комплексного
технологического обеспечения Национальной компьютерной корпорации (НКК).
- Профилированный курс начального
профессионального образования по сертифицированным программам корпорации Cisco реализуется Локальной академией Cisco в МГДД(Ю)Т и МИРЭА.
Проведенные исследования, опирающиеся на
измерения по методу Раша уровня знаний и креативных критериальных показателей образовательных процессов и траекторий показали, что совместная
комплексная реализация трехуровневой модели "школа-вуз-дополнительное образование" в области преподавания информатики обеспечивает с большим отрывом
набор преимуществ перед разрозненным обучением информатики на различных
ступенях образования.
|