К вопросу об организации дистанционного обучения в высшем учебном заведении
Мункуева Аюна Баировна, к.п.н., доцент (M_Ajuna@bsu.ru);
Рулиене Любовь Нимажаповна (ruliene@bsu.ru)
ГУО ВПО «Бурятский государственный университет», г. Улан-Удэ
Аннотация
Экспорт инновационного дистанционного образования как долгосрочной политической
программы открывает российским вузам новые грани для экономического роста и инвестиционных
вливаний. Бурятия же в этом смысле является «белым» пятном. В данной статье освещается
опыт внедрения реализации образовательной программы с использованием дистанционных
технологий на юридическом факультете Бурятского государственного университета,
перспективы и проблемы.
|
Используй свои таланты справедливо, и они возрастут; упражняйся в том, что ты
уже познал, и ты достигнешь высшего знания. ( Эдвин Арнольд) |
Современные тенденции развития единого информационного образовательного пространства,
где поколения идей и высоких технологий сменяют друг друга быстрее, чем поколения
людей, закладывают реальный фундамент для создания глобальных ресурсов дистанционного
обучения. Новым поколениям открывается возможность свободного распространения
знаний и информации. Сложившиеся условия разрушают рамки традиционного образовательного
процесса, диктуя неизбежность непрерывного образования – образования на протяжении
всей жизни. Решением данной проблемы может стать дистанционное обучение как принципиально
новый взгляд на сущность непрерывного образования, которое предоставляет новые
возможности: углубленное изучение определенных предметов; достаточно быструю профессиональную
переориентацию и перепрофилирование; повышение квалификации; высшее и следующее
высшее образование и др.
В Бурятском государственном университете работа по внедрению дистанционного обучения
начата в 2003 году (с принятия «Концепции создания и развития дистанционного обучения
в БГУ на период с 2003-2005 гг.»). 15 октября 2003 года ректор университета подписал
приказ №133 «О создании системы дистанционного обучения». Этим приказом на базе
Интернет-центра была создана лаборатория дистанционного обучения, которая ныне
является структурным подразделением Центра информационных технологий. Сотрудниками
лаборатории ДО создано более 130 сетевых курсов, из них 15 курсов внедрено в учебный
процесс. В апреле 2007 года по решению ученого совета на юридическом факультете
Бурятского госуниверситета началась работа по внедрению заочно-дистанционной формы
обучения. В сложившихся условиях, когда на рынке труда Бурятии и близлежащих регионов,
в целом по России предъявляются принципиально новые требования к компетенции специалистов,
дистанционное обучение в информационной образовательной среде открывает новые
перспективы профессионального роста.
Учебный год по заочно-дистанционной форме обучения на юридическом факультете начнется
с 1 ноября 2007 года. Этому предшествовала большая работа сотрудников ЦИТ по сбору
и анализу информации. Был проведен подробный SWOT-анализ на основе нормативно-правовых
актов федерального, регионального уровня и мировых тенденций развития ДО, определены
проблемы и перспективы развития дистанционного обучения в БГУ. В частности, на
основе мониторинга имеющихся информационных ресурсов учебно-справочного назначения
российского рынка IT-услуг в Бурятском государственном университете для предоставления
доступа по компьютерным телекоммуникациям учебному процессу в среде Интернет была
выбрана система дистанционного обучения «Hecadem-3». Также был обоснован срок
дистанционного обучения на ЮФ БГУ (3 года). На основе изучения потребностей в
юристах на рынке труда Бурятии и близлежащих регионов было принято решение организовать
набор на базе неполного высшего и высшего образования, что дает возможность студентам
старших курсов университета получить второе высшее образование.
Необходимо отметить, что кадровое обеспечение дистанционного обучения на факультете
осуществляется путем делегирования обязанностей и без серьезных структурных изменений.
Это стало возможным в результате правильного перераспределение ролей, а не должностей,
поскольку чаще всего в высших учебных заведениях при внедрении новшеств под них
перекраивается организационная структура, появляются новые лаборатории, отделы
и т.д. Был сформирован временный творческий коллектив по внедрению ДО в количестве
7 человек.
Для организации и управления процессом внедрения дистанционного обучения на юридическом
факультете Бурятского госуниверситета был разработан план мероприятий, включающий:
«Положение о дистанционном обучении в университете»; «Учебный план» по заочно-дистанционной
форме обучения; определение общего и индивидуального сроков обучения; «Требования
к информационным ресурсам учебного назначения для дистанционного обучения»; организацию
обучающего семинара по созданию сетевых курсов; внедрение сетевых авторских курсов
в автоматизированную систему «Hecadem-3»; апробацию пилотных версий и издание
печатных и CD-версий; расширение материально-технической базы факультета, ее телекоммуникационной
инфраструктуры, обеспечение свободного доступа студентов и преподавателей в Интернет
для реализации дистанционного обучения; изучение потребностей рынка труда Бурятии
и близлежащих регионов в подготовке юристов; определение платы за обучение согласно
калькуляции планово-финансового отдела в установленном порядке; обеспечение рекламной
акции по набору на дистанционное обучение; обеспечить информационной поддержки
обучения с web-сайта (www.do.bsu.ru) и многое др.
Согласно учебному плану были определены предметы для первого года обучения и авторский
коллектив преподавателей – тьюторов. Под руководством координатора курсов начата
работа по внедрению в автоматизированную систему «Несаdem» отобранного учебного
материала.
Обучающие дистанционные системы предполагают чрезвычайно большой объем информации
и качественно иной процесс обеспечения интерактивного восприятия взаимодействия
участников образования. В частности существует проблема информационного стресса
как разновидности эмоционального стресса, развивающегося при длительном воздействии
информационной нагрузки, превышающей допустимый для данного человека предел. Факторы
развития информационного стресса:
- большой объем новых терминов, содержащихся в материале, особенно если термины
иноязычного происхождения и не имеют устоявшихся эквивалентов;
- плохая структурированность данных предметной области;
- огромное количество перекрестных ссылок и указателей на дополнительные источники
информации;
- наличие световых, звуковых и других сигналов, не относящихся к изучаемому в
данный момент материалу;
- некомфортные санитарно-гигиенические условия (плохое освещение, плохое качество
монитора, акустический шум).
Возможно, новые разработки в области передачи гиперинфопотоков или иные дадут
мощный толчок в развитии видеотехнологий, которые смогут передать психоэмоциональное
состояние и помогут разрешить данную проблему. Но главным здесь является правильная
подготовка электронных учебных пособий и хорошая организация занятий в системе
дистанционного обучения, которая способствует не только облегчению восприятия
материала, но и повышению качества обучения.
Специфики педагогической деятельности по «классической» форме обучения в высшей
школе такова, что для эффективной педагогической деятельности преподаватель должен
владеть высоким знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психолого-педагогическим
основами обучения, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики,
основы мониторинга, обладать большой эрудицией. В отличие от «классической» системы
образования характерной особенностью дистанционной является то, что она выступает,
с одной стороны, в качестве пользователя, а с другой – создателя. На сегодня анализ
педагогической деятельности с применением дистанционных технологий, предопределяет
необходимость более высокой IT-культуры преподавателя – тьютора, его систематическое
повышение квалификации в области инфо-коммуникационных технологий, знание интерактивных
форм обучения (методики проведения форума, Интернет видео- или аудио-конференций,
чатов, дистанционных групповых и общих семинаров), методики организации групповых
проектов и индивидуальных заданий. Внедрение дистанционных педагогических технологий
требует овладения методами педагогической диагностики (самодиагностики и диагностики
обучающихся), предусматривающей знание основ тестологии и мониторинга. Специфика
дистанционного обучения такова, что преподаватель – тьютор общается с виртуальным
студентом, которому требуется информационная поддержка посредством электронной
почты, ICQ или других интерактивных консультационных средств.
Что касается качества контроля, в системе дистанционного обучения «Несаdem-3»
имеются 4 автономные подсистемы: «Деканат», «Конструктор курсов», «Тьютор», «Студент».
С помощью авторизованного доступа к специальной базе данных регистрируются не
только данные об обучающемся, но и время, в течение которого он работал, исследуемая
тема, а продолжить ознакомление с темой студент может с того места, на котором
закончил ее изучение. Имеется возможность установить время, ограничивающее выполнение
тестовых заданий, лабораторных работ и т.д. Программа «Hecadem-3» позволяет сохранить
результаты контроля и занести их в электронный журнал успеваемости, что значительно
повышает мотивацию. В системе предусмотрен более тщательный мониторинг усвоения
знаний, возможность выработки продуманной стратегии организации контроля и оценки
качества обучения с помощью цифровых ресурсов.
Из изложенного становится очевидным, что внедрение дистанционного обучения - процесс
сложный, многогранный, многополярный, затрагивает интересы сотрудников разного
уровня и служб в высшем учебном заведении, где многие проблемы лежат в области
человеческой психологии, и требует приспособления к новым процессам. Внедрение
дистанционного обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий
ведет к преодолению возрастных, временных и пространственных барьеров, дает возможность
непрерывного образования.
Литература:
- Концепция создания и развития системы дистанционного обучения в Бурятском государственном
университете в период с 2003 по 2006 гг. http://do.bsu.ru/index.php
- «О создании системы дистанционного обучения»/Приказ ректора БГУ № 133 от 15.10.2003
г. http://do.bsu.ru/
|