Трансформация социальных функций образования в системе открытого образования
Онокой Людмила Сергеевна, д.с.н., декан факультета
информационных технологий (dvl-studio@narod.ru)
Российский государственный социальный университет
Сегодня в России происходит становление российской системы
открытого образования, создаваемой с использованием современных информационных
и коммуникационных ресурсов на основе дистанционных технологий обучения. Известно,
что высокотехнологичная система открытого образования, информационная
образовательная среда которой сформирована на базе Интернет ресурсов, открыта
как всему мировому сообществу, так и каждому человеку.
Актуальность формирования российской системы открытого
образования обусловлена рядом специфических для России объективных и
субъективных факторов. К субъективным факторам, которые определяются
социальными приоритетами в сфере образования достаточно многочисленной
социальной группы, относятся:
- стремление получить образование в удаленных престижных
учебных заведениях;
- желание минимизировать материальные затраты на
обучение;
- невозможность в силу социально-экономических
причин оставить работу, семью на время учебы;
- ориентация на высокое качество образовательного
процесса;
- стремление использовать новейшие средства
информатизации и телекоммуникации в учебном процессе.
К объективным факторам относятся:
- большая территория государства, на которой
неравномерно располагаются учебные заведения;
- удаленность учебного заведения от места
жительства обучающегося;
- невысокий уровень жизни большой части населения
страны;
- неустойчивое социально-экономическое положение;
- наличие технологической и технической
возможности реализации дистанционного обучения.
Таким образом, российская система открытого дистанционного
обучения призвана решить следующие социально-значимые задачи:
- удовлетворение спроса населения на
образовательные услуги, не обеспеченные традиционными системами обучения;
- предоставление возможности получения образования
по месту жительства широким слоям населения, совмещения работы и учебы;
- минимизация затрат учащихся – на образование,
учебных заведений – на организацию образовательного процесса;
- создание условий для перехода, по желанию
обучаемого, с одной образовательной программы на другую, из одного учебного
заведения в другое, одновременного обучения в различных учебных заведениях, в
том числе и зарубежных;
- расширение круга потребителей образовательных
услуг, в том числе в труднодоступных, малонаселенных регионах, в районах,
удаленных от научных и культурных центров страны;
- повышение качества обучения слушателей и
студентов независимо от их местонахождения;
- возникновение дополнительных рабочих мест для
персонала, разработчиков и производителей технических средств системы открытого
образования;
- решение проблемы занятости и повышения уровня
подготовки специалистов за счет обучения в дистанционной системе повышения
квалификации и переподготовки кадров;
- предоставление возможности получения основного и
дополнительного образования по российским программам русскому и русскоязычному
населению зарубежных стран;
- развитие механизмов экспорта и импорта
российских образовательных услуг с целью укрепления экономической базы
образования и влияния России на международной арене.
Известно, что институт образования призван выполнять
определенные социальные функции в обществе. К основным функциям относятся обучение,
воспитание и социализация, профессиональная подготовка, к социально-системным –
селективный отбор, социальная мобильность и т.д.
Открытое образование, основанное на использовании дистанционных
обучающих технологий, имеет целый ряд особенностей в осуществлении социальных
функций. Так, технологизация и информатизация образовательного процесса,
дистанционное обучение обуславливают существенное изменение функции обучения.
Если в традиционном образовании обучение рассматривается как «перевод
трансляции социального опыта, культурогенеза личности в режим общения «учитель-ученик»1,
то в дистанционном обучении, базирующемся на самостоятельной работе учащегося,
преподаватель и учащийся непосредственно контактируют, в основном, только во
время контрольных мероприятий. В процессе обучения общение преподавателя и
учащегося осуществляется с использованием специальных технологий, бесконтактно,
что ведет к потере личностного воздействия преподавателя на учащегося и
отсутствию воздействия на общение самого учащегося. Преподаватель не управляет
процессом усвоения учащимся знаний, а периодическое консультирование (очное или
дистанционное) лишь частично компенсирует указанные выше потери.
В открытом образовании дистанцирование учащегося от
преподавателей и других учащихся приводит к ослабеванию функций воспитания и
социализации. Реализация этих социально-значимых функций от системы образования
переходит к другим социальным институтам, в которых учащиеся осуществляют
параллельную с дистанционным обучением учебу и/или трудовую деятельность.
Профессиональная подготовка по целому ряду специальностей в
открытом образовании ведет к значительным потерям качества. Так реализация
профессиональных образовательных программ, в ходе которых предполагается
приобретение широких социально-коммуникативных и практических навыков, исключает
обучение только в дистанционном режиме. Это в первую очередь, такие
специальности как врач, психолог, педагог, журналист, социальный работник и
т.д.
Анализ реализации социально-системных функций в системе
открытого образования показывает, что селективная функция ослабевает, так как
отсутствует конкурсный отбор при поступлении в открытое учебное заведение,
теряет прежнее значение и функция социального контроля, которая при
дистанционном обучении осуществляется лишь частично, в рамках контрольных
мероприятий. В то же время, наиболее полной реализации достигают эгалитарная
функция образования, обусловленная доступностью открытого образования, и
функция социальной мобильности, путем создания в открытом образовании
благоприятных условий для вертикальной и горизонтальной мобильности, а также
функция снижения рисков социальных неудач, неэффективных решений. Значительное
расширение этих функций позволяет создать наиболее благоприятные условия для
самореализации и профессиональной самоидентификации личности в современном
обществе.
Литература:
- Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и
образование. – М.: ИНФРА-М, 2003, с. 124.
1 См.: Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. - М.: ИНФРА-М, 2003, с. 124. |