home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

АНДРЕЕВ СОФТ

Оганизационные принципы подготовки ИТ-специалистов в СГСЭУ

Папшев Сергей Владимирович,
к.ф.-м.н., заведующий кафедрой (spapshev@list.ru);
Шульга Татьяна Эриковна (shulga@ssea.runnet.ru)
Саратовский государственный социально-экономический университет

Аннотация

Традиционные методы подготовки IT-специалистов в вузе находятся во многом в несоответствии с требованиями рынка. Коллектив кафедры теоретических основ информатики и информационных технологий совместно со специалистами информационно-компьютерного центра университета на основе многолетнего опыта выработали систему подготовки специалистов, востребованных рынком. В докладе освещаются основные принципы данной системы и соответствующие организационные решения.

 

Программистом можешь ты не быть, но сисадмином быть обязан

Система высшего образования в России традиционно критикуется со стороны работодателей из-за своего консерватизма, негибкости, академизма. Основные претензии к выпускникам: плохое знание английского языка, неумение работать в команде, недостаточные практические навыки работы в той или иной среде или системе.

В результате многолетнего опыта работы в системе информатизации образования, а также на кафедре теоретических основ информатики и информационных технологий был накоплен определенный успешный опыт подготовки специалистов в области ИТ. Формализовать и предложить его в качестве универсальной модели конечно нельзя, но основные моменты могут быть вполне применимы в других учебных заведениях. Данные организационные решения строятся как на основе традиционных форм, так и на основе новых, отчасти вынужденных решений: Сопутствующими факторами для данных решений являются необходимость обеспечения современной производственной базы, привлечение высоко профессиональных специалистов

Основные постулаты данной модели выглядят следующим образом:


  1. Профориентационная работа.
    Как ни странно, но в современную информационную эпоху школьники не совсем представляют существа и многообразия мира информационных технологий. Будущие архитектор программных систем и ИТ-менеджер должны получать разное образование, то есть выбирать разные специальности в вузах. Чтобы объяснить суть этих профессий школьнику, его нужно как минимум познакомить с основным содержанием этапов жизненного цикла ПО, что не предусмотрено современным школьным Госстандартом по информатике. Такое знакомство возможно либо в рамках факультативных занятий в школах, либо на специальных открытых лекциях на базе профильных факультетов вузов. Такие открытые лекции проводятся с 2006 года факультетом информатики и информационных технологий (ФИиИТ) для старшеклассников, на которых перед ними раскрывают сущность и многообразие областей применения ИТ.
  2. Сквозное руководство подготовкой курсовых работ.
    Традиционно на как можно более ранней стадии закрепляется индивидуальное руководство курсовыми работами студентов. Начиная с третьего курса, это закрепление является правилом. Благодаря этому заблаговременно начинается подготовка выпускной квалификационной работы, что отражается на ее качестве.
  3. Сочетание общего и индивидуального подходов.
    Программирование не зря называют искусством, поэтому во многом успех в программировании дело сугубо индивидуальное. Конечно, обучение предусматривает все, что положено по учебному плану, но это не гарантирует успеха. На наш взгляд гораздо более технологично выглядит подготовка системного администратора, что, впрочем, не исключает программных аспектов этой профессии и является хорошей базой для широких перспектив дальнейшего профессионального роста. В частности, для студентов специальности «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» в рамках дисциплины «Администрирование ИС» ведется обучение по курсу 2273 Microsoft IT Academy.
  4. Основа приобритения практических навыков – участие в реальных проектах.
    Современные студенты приходят в университет не только за тем, чтобы получить хорошие теоретические знания, но и приобрести практические навыки, востребованные на современном рынке. Понимание этого вопроса привело к созданию тесной связи между факультетом информатики и информационных технологий и информационно-компьютерном центром (ИКЦ) университета. Каждый год ФИиИТ совместно с ИКЦ проводят день открытых дверей, на котором рассказывается о возможных направлениях практической работы для студентов в ИКЦ. Студенты, пришедшие в ИКЦ в качестве волонтеров, получают неоценимый опыт работы над реальными проектами, консультации опытных специалистов и доступ к новейшей компьютерной литературе. Студенты ФИиИТ принимают участие в самых разнообразных проектах, выполняемых ИКЦ, Саратовским региональным ресурсным центром, информационно-образовательным центом «Виртуальный филиал русского музея»: от технического обслуживания классов до разработки портала регионального ресурсного центра, от создания web-страниц и наполнения баз данных до участия в крупных мультимедийных разработках. По прошествии стадии волонтерства лучшие из них принимаются на работу в IT-подразделения университета.
  5. Привлечение студентов в научной работе через студенческие конференции.
    Студенты, добившие успехов в практической деятельности, представляют свои работы в публикациях, на конференциях и конкурсах различного уровня. Это является дополнительным стимулом их профессионального роста.

Результативность предложенной модели подготовки специалистов подтверждается многочисленными примерами успешной профессиональной деятельности выпускников.

Литература:

  1. Сытник А.А., Шульга Т.Э., Мельникова Н.И., Папшев С.В., Аверьянова С.Ф.Концептуальная модель организации учебного процесса в системе открытого образования в структуре интегрированного университета. Изд-во СГУ, Саратов,2003.-22с.
 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga