home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

АНДРЕЕВ СОФТ

Использование информационной системы рейтингового контроля успеваемости студентов в Дальневосточном Государственном Университете (ДВГУ)

Смышляев Андрей Борисович,
к.ф.-м.н., доцент (smis73@mail.ru)
Дальневосточный государственный университет

Современные методы преподавания в вузе требуют обработки большого объема информации об организации образовательного процесса, текущей успеваемости студентов. Преподавателям часто не хватает средств и методов анализа и обобщения данных диагностического и прогностического характера, которые помогли бы предвидеть проблемы еще до их возникновения.

Особенно остро эти проблемы ощущаются в крупных образовательных учреждениях с большим количеством студентов, преподавателей и образовательных программ.

С целью повышения заинтересованности студентов в получении знаний, облегчения контроля успеваемости студентов со стороны преподавателя, предсказуемости итоговой оценки студента по дисциплине в 2002 году в ДВГУ был начат эксперимент по внедрению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов [1]. Рейтинговая оценка студента формируется в стобалльной шкале и показывает степень освоения им учебного материала, запланированного от начала семестра до текущего момента. Текущие рейтинговые оценки пересчитываются ежедневно. Таким образом, рейтинг студента учитывает результаты каждого контрольного мероприятия, проводимого преподавателем, в течение семестра.

Эксперимент показал [2], что студенты, регулярно получающие сведения о текущих рейтинговых оценках, сравнивают свои достижения с результатами других студентов академической группы и включаются в соревнование с ними безо всякого дополнительного воздействия со стороны преподавателя.

По окончании семестра итоговая рейтинговая оценка может служить основанием для автоматического выставления аттестационной оценки или зачета. Для преподавателя итоговая рейтинговая оценка несет информацию о том, как студент работал, осваивая данную дисциплину, в течение всего семестра, что является элементом предсказуемости итоговых оценок студентов.

Для использования рейтинговой системы во всех учебных подразделениях ДВГУ была разработана Информационно-аналитическая система контроля успеваемости студентов WEBRATE ДВГУ [3]. Информационная система WEBRATE ДВГУ реализована в идеологии клиент-сервер, т.е. все данные хранятся и обрабатываются централизованно на сервере с использованием СУБД Oracle. Пользователь может подключаться к серверу с любого компьютера, имеющего выход в Интернет. Установки дополнительного программного обеспечения при этом не требуется, так как система имеет web-интерфейс и для работы с ней достаточно интернет-браузера. Для входа в систему WEBRATE ДВГУ пользователь должен ввести логин и пароль.

Система WEBRATE ДВГУ позволяет формировать перед началом каждого семестра общий шаблон для ввода данных по каждой дисциплине. В этот шаблон входят: название дисциплины, перечень оцениваемых учебных достижений студентов с соответствующими им весовыми коэффициентами, списки студентов по группам и, при необходимости, по подгруппам, список изучаемых дисциплин, список преподавателей, ответственных за соответствующие дисциплины.

В течение семестра преподаватель имеет возможность вводить оценки по проводимым контрольным мероприятиям для каждого студента по каждой закрепленной за ним дисциплине. Расчет рейтинга студентов происходит ежедневно в автоматическим режиме. Просматривать рейтинг студентов может любой пользователь. Ввод логина и пароля для этого не требуется. Таким образом, появляется возможность просмотра рейтинга не только студентами и преподавателями, но и родителями студентов.

По окончании семестра система WEBRATE ДВГУ позволяет пользователям административных подразделений ДВГУ формировать сводные таблицы рейтинговых показателей для каждой студенческой группы как в разрезе изучаемых группой дисциплин, так и сводную таблицу успеваемости студентов группы; формировать различные выходные формы, необходимые для анализа успеваемости студентов как для одной студенческой группы, так и для института/факультета или ДВГУ в целом.

Опыт использования рейтинговой системы в ДВГУ показал ее целесообразность и эффективность [4]. Введение рейтинговых оценок стимулировало систематическую работу студентов в течение семестра, повысило их заинтересованность в результате обучения.

Литература

  1. Ащепкова Л.Я., Панина И.К. Эффективность рейтинговой системы оценки знаний студентов // Перспективные технологии оценки и мониторинга качества в образовании. Материалы научно-практического семинара 16-17 сентября 2003 г. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2003. – С. 133-136.
  2. Ащепкова Л.Я., Панина И.К., Гембацкая Г.В. Рейтинговая система оценки знаний: мнение преподавателей и студентов // Перспективные технологии оценки и мониторинга качества в образовании. Материалы научно-практического семинара 16-17 сентября 2003 г. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2003. – С. 133-136.
  3. Смышляев А.Б., Поддубный А.В., Панина И.К., Ащепкова Л.Я., Мелехин С.П. Информационно-аналитическая система контроля успеваемости студентов «WEBRATE ДВГУ». М.: ВНТИЦ, 2004 - № 2004612031.
  4. Поддубный А.В., Ащепкова Л.Я., Панина И.К., Смышляев А.Б., Арефьева О.Д. Рейтинговая система оценки успеваемости студентов. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2006. – 108 с.
 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga