home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

АНДРЕЕВ СОФТ

К вопросу формирования конметенций в области информационно-коммуникационных технологий у студентов ССУЗов непрофильных специальностей

Соколова Надежда Федоровна,
к.п.н., заместитель директора по информатизации (vtk@t-k.ru)
ФГОУ СПО "Волгоградский технологический колледж", Волгоград

Аннотация

Представлено краткое описание методов и средств обучения, обеспечивающих подготовку студентов непрофильных специальностей профессиональных учебных заведениях среднего звена в области информационно-коммуникационных технологий.
Описана возможность формирования компетенций сферы информационно-коммуникационных технологий в условиях погружения в компьютерную среду.

 "Великая цель образования заключается не в знаниях, а в действиях"
Г. Спенсер

На рубеже ХХ-го и ХХI-го веков произошел переход от индустриального общества к информационному, в котором информация стала стратегическим ресурсом, определяющим развитие практически любого из государств мира. В информационном обществе одним из важнейших показателей профессионализма специалистов самых различных областей народного хозяйства являются умения применять персональный компьютер как инструмент для решения прикладных задач. Это обстоятельство определило необходимость создания условий формирования компетенций в сфере информационных и коммуникационных технологий у студентов профессиональных учебных заведений. Проведем краткий анализ дидактических условий и выявим наиболее благоприятные из них для формирования обозначенных выше компетенций у студентов непрофильных специальностей.

Первое знакомство студентов с загадочным миром вычислительной техники и информационных технологий происходит на занятиях информатики. Эта дисциплина появилась в учебных планах средних специальных учебных заведений в восьмидесятых годах ХХ-го века. В то время акцент делался на изучении аппаратных и программных средств, освоении основ алгоритмического языка.

Стремление подготовить специалистов не столько обладающих знаниями в области информатики и умениями программировать, сколько умеющих применять информационные и коммуникационные технологии для решения профессиональных задач привело к тому, что в 90-х годах в ССУЗах была введена дисциплина "Информационные технологии в производственной деятельности". Она явилась логическим продолжением дисциплины "Основы информатики и вычислительной техники" и позволила формировать умения решать прикладные задачи с помощью специализированных пакетов программ.

В условиях компетентностного подхода к образованию обучение дисциплинам "Основы информатики и вычислительной техники" и "Информационные технологии в производственной деятельности", с нашей точки зрения, является недостаточным для формирования компетенций в сфере информационных технологий у студентов непрофильных специальностей. В связи с этим в Волгоградском технологическом колледже вводятся элективные дисциплины информационного цикла, учитывающие разные уровни компьютерной подготовки обучаемых и сферу их будущей профессиональной деятельности. Во время занятий по дисциплинам "1СБухгалтнрия", "Сетевые технологии", "Гарант", "Консультант", "Сетевые технологии", "Автотестер", "AutoCad" и др. реализуются индивидуальные образовательные траектории студентов, осуществляется становление умений в области информационно-коммуникационных технологий.

Вместе с тем, все возрастающая потребность в умениях решать профессиональные задачи с помощью ПК и необходимость расширения спектра навыков информационной сферы требует изменения самой "среды обитания" студентов. Анализ литературных источников и личный опыт показывают, что эффективное формирование компетенций информационной сферы возможно в условиях "погружения" в компьютерную среду [1,2].

Мы считаем, что благоприятной средой являются виртуальные лаборатории, во время "посещения" которых информационные и коммуникационные технологии превращаются в инструментарий познания закономерностей различных предметных областей, в средство наблюдения за процессами микро- и макромиров. С каждым днем в нашем образовательном учреждении появляется все больше электронных учебных пособий, благодаря которым студенты быстро и качественно получают новые знания, формируются умения информационной сферы. С целью наполнения образовательного портала мы разрабатываем собственные программные продукты, приобретаем лицензионные обучающие программы. С 2003/2004 учебного года в колледже проходят конкурсы электронных пособий, в результате которых лучшие работы, созданные совместными усилиями преподавателей и студентов, пополняют базу нашего образовательного портала [3]. Электронные учебные и учебно-методические пособия размещаются в сети INTERNET, регистрируются в Государственном Координационном Центре Информационных Технологий.

Другой способ "погружения в компьютерную среду" в нашем колледже это обучение студентов отдельным дисциплинам или целому блоку дисциплин на основе сетевых компьютерных технологий [4,5]. Схему обучения можно представить следующим образом. В начале курса подготовки проводится тренинг, во время которого происходит знакомство с технологиями дистанционного обучения. Студенты участвуют в деловых играх, приобретают умения работать с материалами образовательного портала. Каждый обучающийся получает ЛИК (личный индивидуальный код) и пароль для осуществления доступа к обучению через сеть.

Работа в программной оболочке осуществляется в трех режимах: администратора сети, преподавателя и студента. Доступ каждой группы пользователей осуществляется через авторизацию. Администратор сети проводит полную настройку аппаратных и программных средств, поддерживает работоспособность всей системы в процессе обучения. В функции преподавателя входит проверка выполнения практических работ и общий мониторинг процесса обучения. Студентам необходимо в соответствии с учебным графиком изучить теоретический материал, выполнить практические задания и пройти тестирование. Результаты выполнения практических заданий отправляются по электронной почте на проверку преподавателю, который вносит оценки в электронный журнал. Итоги тестирования сразу попадают в электронные журнал учета успеваемости. Электронная зачетная книжка студента заполняется автоматически.

Лекции по основам философии, социологии, политологии, экономики и права равномерно распределены на шестнадцать недель семестра. Они составлены в соответствии с требованиями Государственного Образовательного Стандарта, построены по принципу гиперссылок. Ответы на задания практических работ требуют от студентов детального изучения лекций, самостоятельного анализа и осмысления материала, определения собственного отношения к изучаемому явлению.

Результатом применения сетевой технологии для обучения студентов специальности "Гостиничный сервис" в 2006/2007 учебном году явилось не только освоение материала дисциплин гуманитарного блока, но и овладение приемами работы в сети, приобретение навыков компьютерного тестирования, формирование умений общения с помощью электронной почтовой службы и т.д. Доказательством сформированности умений работать в сети является тот факт, что студенты после "погружения" в "сетевую" среду самостоятельно приобретают знания через российские образовательные порталы. Например, многие студенты нашего колледжа повышают уровень своей подготовки через обучение на курсах образовательного портала INTUIT [6].

Таким образом, познавательная деятельность со свободным доступом к источникам информации, возможностью общения по каналам компьютерных телекоммуникаций вырабатывает у студентов особые качества личности, которые не могут быть сформированы при использовании традиционных методов обучения. "Погружение" в компьютерную среду позволяет параллельно с формированием знаний и профессиональных умений осуществлять становление компетенций в области информационно-коммуникационных технологий.

Литература:

  1. Коротков A.M. Формирование готовности к компьютерному образо ванию //Компьютерное образование: методология, теория, практика: Монография / Под ред. проф. А. В. Петрова. - Волгоград: Перемена, 2002.
  2. Зарецкая З. А., Медведева С. В. Куприянова О. В. Компьютерная среда - важный фактор развития творческих способностей ребенка // Информационные технологии в образовании - М., 2000.
  3. www.vtk.t-k.ru.
  4. Соколова Н. Ф. Современное состояние и перспективы распространения информационных и коммуникационных технологий в Волгоградском технологическом колледже // Среднее профессиональное образование / М., № 8, 2005.
  5. Соколова Н. Ф. Особенности организации электронного обучения студентов средних специальных учебных заведений // Электронное обучение и управление знаниями - М.: МЭСИ, 2006.
  6. www.intuit.ru.
 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga