Компетентны подход к разработке: общая идея для профессионатьных и образовательных стандартов
Жеребина Ольга Георгиевна, руководитель направления (zheo@1c.ru)
Фирма "1С", Москва
Аннотация
Разработка нового поколения государственных образовательных стандартов с учетом требований рынка труда порождает ряд методологических вопросов, связанных с идеей компетентностного подхода, а также с получением исходной информации от агентов рынка труда. Об общности подхода к разработке профстандартов ИТ-отрасли и ГОСов, о том, что могут дать профстандарты разработчикам образовательных стандартов - данный доклад.
| В сфере практики - просто знать и знать, как делать, - разные вещи.
Знание того, как делать, не создается одним знанием.
В.Губин1 |
Компетенции и компетентность: определимся в терминах
Competence (англ.) - 1) компетентность, 2) компетенция.
В бизнес-среде принято следующее понимание этих терминов:
- Компетенция - это совокупность характеристик (знаний, умений, навыков, свойств личности), определяющих эффективное исполнение деятельности в определенной области. Основное требование к компетенции - она должна быть измерима. Описывается в поведенческих проявлениях.
- Компетентность - обладание компетенцией; представленность той или иной компетенции у субъекта, т.е. наличие у человека совокупности характеристик, определяющих эффективность исполнения деятельности. Люди проявляют компетентность в рабочих ситуациях, целенаправленно применяя свои компетенции.
- Квалификационный уровень - ступень профессиональной подготовленности работника, нормативно представленная совокупностью компетенций, необходимой для эффективной реализации задач определенного уровня и сложности в выбранной области деятельности.
В сфере образования Хуторской Андрей Викторович (докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, Москва) 23 апреля 2002 года в своем докладе "Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов" дал сходные по сути определения:
"Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
В дальнейшем, там, где это возможно и необходимо, мы будем пытаться разделять данные понятия, имея в виду под компетенцией некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью - уже состоявшееся его личностное качество (характеристику)".
Компетентностный подход в бизнес-среде
Виды компетенций сотрудников компании:
- Общеорганизационные компетенции
Общеорганизационные компетенции отвечают на вопросы:
- Каким должен быть идеальный сотрудник нашей компании?
- Как он должен себя вести?
- Как мы можем проверить, что этот сотрудник отвечает нашим базовым критериям?
За этими требованиями стоят корпоративные ценности. Они обычно уникальны, требования описываются в поведенческом ключе и предъявляются к разным сотрудникам компании в разной степени.
По данным исследования, проведенного в 1996 году в коммерческих компаниях стран Запада, наиболее часто встречающимися корпоративными компетенциями являются:
- Навыки коммуникации
- Ориентация на результат/мотивация достижений
- Клиентоориентированность
- Умение работать в команде
- Лидерство
- Умение организовывать работу
- Знание бизнеса
- Адаптивность к изменениям
- Умение помогать другим сотрудникам в профессиональном развитии
- Умение эффективно решать проблемы
|
- Профессиональные (индивидуальные) компетенции
К профессиональным (индивидуальным) компетенциям относятся:
- индивидуально-психологические особенности (качества личности, мотивация) - плохо поддаются изменениям;
- установки (ценности, Я-концепция) - плохо поддаются изменениям;
- общие представления, знания, умения, навыки, т.е. опыт - можно формировать.
На рис. 1 представлена схема "структуры личности".
Здесь выделяется два блока компетенций:
- динамичные по уровню - можно развивать, например, коммуникабельность;
- устойчивые по уровню - компенсировать нельзя, например, интеллект, т.е. не все компетенции можно получить средствами обучения.
Структура профессиональных (индивидуальных) компетенций:
- профессиональные знания и общие представления;
- профессиональные умения и навыки;
- общеделовые умения и навыки;
- свойства личности (индивидуально-психологические особенности + установки).
Для сотрудников, занятых управленческой деятельностью и имеющих работников в подчинении (постоянном/линейном или проектном), в ряде случаев профессиональные компетенции разделяют на управленческие и профессионально-технические. Управленческие компетенции, как правило, достаточно стандартны для руководителей в различных отраслях и составляются с учетом трех следующих аспектов:
- умения видеть дальние цели и строить свою работу исходя из них; способностью видеть ситуацию в целом и находить новые пути развития бизнеса;
- умения организовать собственную работу и работу других, транслировать цели и задачи подчиненным, принимать ответственность за принятые решения, находить альтернативные решения;
- умения мотивировать подчиненных, делегировать им полномочия, развивать их потенциал, способности убеждать.
Перечень профессионально-технических компетенций зависит от специфики деятельности сотрудника на каждой отдельно взятой позиции.
При таком подходе набор индивидуальных компетенций сотрудника складывается из корпоративных, управленческих и профессионально-технических характеристик.
Профессиональный стандарт задает:
- общие требования по уровням квалификации;
- необходимый образовательный ценз по каждому квалификационному уровню;
- перечень должностных обязанностей для каждого квалификационного уровня;
- перечень умений и навыков, требуемых для выполнения каждой должностной обязанности каждого квалификационного уровня;
- перечень знаний, требуемых для выполнения каждой должностной обязанности каждого квалификационного уровня;
- требования к практическому опыту (количество лет);
- требования к необходимости сертификации (подлежит/не подлежит);
- требования к состоянию здоровья (особые требования есть/нет);
- свойства личности.
Компетентностный подход в образовании
Компетентностный подход в образовании - это "описание результатов обучения на языке компетенций".
Из составляющих компетенций выделяют, например, когнитивную, деятельностную и ценностную.
Ключевыми компетенциями в образовании называют, например:
- социально-личностные;
- экономические;
- организационно-управленческие;
- общенаучные;
- общепрофессиональные;
- специальные.
Компетентностный подход к подготовке специалистов усиливает практическую ценность образования, подчеркивает роль умения применять имеющиеся знания в решении производственных задач. При компетентностном подходе к организации образовательного процесса у студента могут быть сформированы ключевые компетенции, необходимые будущему специалисту на рынке труда.
Литература:
- Байденко В.И., Выявление состава компетенций выпускников ВУЗов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения, Методическое пособие, М., 2006.- 55с.
- Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Метод. пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.
- Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
- БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: Поиск общности европейских систем высшего образования (Проект TUNING) / Под научн ред. проф. В. И.Байденко.- М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.- 211 с.
- Компетентностный подход в разработках проектов ГОС ВПО нового поколения: опыт российских вузов. Электронный сборник проектов ГОС ВПО (по результатам НИР 2005-2006 гг.)
- Компетентностный подход: опыт европейских вузов / Электронный сборник переводных материалов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. - 217 с.
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке проектов Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Проект - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Президиум Координационного совета УМО и НМС высшей школы, 2007. - 30 с.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
1 В.Губин, Знание и понимание в гуманитарном образовании, "Высшее образование в России", 2004, №5, с.39-42
|