home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

АНДРЕЕВ СОФТ

Компетентны подход к разработке: общая идея для профессионатьных и образовательных стандартов

Жеребина Ольга Георгиевна,
руководитель направления (zheo@1c.ru)
Фирма "1С", Москва

Аннотация

Разработка нового поколения государственных образовательных стандартов с учетом требований рынка труда порождает ряд методологических вопросов, связанных с идеей компетентностного подхода, а также с получением исходной информации от агентов рынка труда. Об общности подхода к разработке профстандартов ИТ-отрасли и ГОСов, о том, что могут дать профстандарты разработчикам образовательных стандартов - данный доклад.

 В сфере практики - просто знать и знать, как делать, - разные вещи. Знание того, как делать, не создается одним знанием.
В.Губин1

Компетенции и компетентность: определимся в терминах

Competence (англ.) - 1) компетентность, 2) компетенция.
В бизнес-среде принято следующее понимание этих терминов:

  • Компетенция - это совокупность характеристик (знаний, умений, навыков, свойств личности), определяющих эффективное исполнение деятельности в определенной области. Основное требование к компетенции - она должна быть измерима. Описывается в поведенческих проявлениях.
  • Компетентность - обладание компетенцией; представленность той или иной компетенции у субъекта, т.е. наличие у человека совокупности характеристик, определяющих эффективность исполнения деятельности. Люди проявляют компетентность в рабочих ситуациях, целенаправленно применяя свои компетенции.
  • Квалификационный уровень - ступень профессиональной подготовленности работника, нормативно представленная совокупностью компетенций, необходимой для эффективной реализации задач определенного уровня и сложности в выбранной области деятельности.

В сфере образования Хуторской Андрей Викторович (докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, Москва) 23 апреля 2002 года в своем докладе "Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов" дал сходные по сути определения:

"Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

В дальнейшем, там, где это возможно и необходимо, мы будем пытаться разделять данные понятия, имея в виду под компетенцией некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью - уже состоявшееся его личностное качество (характеристику)".

Компетентностный подход в бизнес-среде

Виды компетенций сотрудников компании:

  1. Общеорганизационные компетенции
    Общеорганизационные компетенции отвечают на вопросы:
    • Каким должен быть идеальный сотрудник нашей компании?
    • Как он должен себя вести?
    • Как мы можем проверить, что этот сотрудник отвечает нашим базовым критериям?

    За этими требованиями стоят корпоративные ценности. Они обычно уникальны, требования описываются в поведенческом ключе и предъявляются к разным сотрудникам компании в разной степени.

    По данным исследования, проведенного в 1996 году в коммерческих компаниях стран Запада, наиболее часто встречающимися корпоративными компетенциями являются:

    • Навыки коммуникации
    • Ориентация на результат/мотивация достижений
    • Клиентоориентированность
    • Умение работать в команде
    • Лидерство
    • Умение организовывать работу
    • Знание бизнеса
    • Адаптивность к изменениям
    • Умение помогать другим сотрудникам в профессиональном развитии
    • Умение эффективно решать проблемы


  2. Профессиональные (индивидуальные) компетенции

    К профессиональным (индивидуальным) компетенциям относятся:

    • индивидуально-психологические особенности (качества личности, мотивация) - плохо поддаются изменениям;
    • установки (ценности, Я-концепция) - плохо поддаются изменениям;
    • общие представления, знания, умения, навыки, т.е. опыт - можно формировать.

    На рис. 1 представлена схема "структуры личности".

    схема структуры личности

    Здесь выделяется два блока компетенций:

    • динамичные по уровню - можно развивать, например, коммуникабельность;
    • устойчивые по уровню - компенсировать нельзя, например, интеллект, т.е. не все компетенции можно получить средствами обучения.

    Структура профессиональных (индивидуальных) компетенций:

    • профессиональные знания и общие представления;
    • профессиональные умения и навыки;
    • общеделовые умения и навыки;
    • свойства личности (индивидуально-психологические особенности + установки).

    Для сотрудников, занятых управленческой деятельностью и имеющих работников в подчинении (постоянном/линейном или проектном), в ряде случаев профессиональные компетенции разделяют на управленческие и профессионально-технические. Управленческие компетенции, как правило, достаточно стандартны для руководителей в различных отраслях и составляются с учетом трех следующих аспектов:

    • умения видеть дальние цели и строить свою работу исходя из них; способностью видеть ситуацию в целом и находить новые пути развития бизнеса;
    • умения организовать собственную работу и работу других, транслировать цели и задачи подчиненным, принимать ответственность за принятые решения, находить альтернативные решения;
    • умения мотивировать подчиненных, делегировать им полномочия, развивать их потенциал, способности убеждать.

    Перечень профессионально-технических компетенций зависит от специфики деятельности сотрудника на каждой отдельно взятой позиции.

    При таком подходе набор индивидуальных компетенций сотрудника складывается из корпоративных, управленческих и профессионально-технических характеристик.

    Профессиональный стандарт задает:

    • общие требования по уровням квалификации;
    • необходимый образовательный ценз по каждому квалификационному уровню;
    • перечень должностных обязанностей для каждого квалификационного уровня;
    • перечень умений и навыков, требуемых для выполнения каждой должностной обязанности каждого квалификационного уровня;
    • перечень знаний, требуемых для выполнения каждой должностной обязанности каждого квалификационного уровня;
    • требования к практическому опыту (количество лет);
    • требования к необходимости сертификации (подлежит/не подлежит);
    • требования к состоянию здоровья (особые требования есть/нет);
    • свойства личности.

Компетентностный подход в образовании

Компетентностный подход в образовании - это "описание результатов обучения на языке компетенций".

Из составляющих компетенций выделяют, например, когнитивную, деятельностную и ценностную.

Ключевыми компетенциями в образовании называют, например:

  • социально-личностные;
  • экономические;
  • организационно-управленческие;
  • общенаучные;
  • общепрофессиональные;
  • специальные.

Компетентностный подход к подготовке специалистов усиливает практическую ценность образования, подчеркивает роль умения применять имеющиеся знания в решении производственных задач. При компетентностном подходе к организации образовательного процесса у студента могут быть сформированы ключевые компетенции, необходимые будущему специалисту на рынке труда.

Литература:

  1. Байденко В.И., Выявление состава компетенций выпускников ВУЗов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения, Методическое пособие, М., 2006.- 55с.
  2. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Метод. пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.
  3. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
  4. БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: Поиск общности европейских систем высшего образования (Проект TUNING) / Под научн ред. проф. В. И.Байденко.- М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.- 211 с.
  5. Компетентностный подход в разработках проектов ГОС ВПО нового поколения: опыт российских вузов. Электронный сборник проектов ГОС ВПО (по результатам НИР 2005-2006 гг.)
  6. Компетентностный подход: опыт европейских вузов / Электронный сборник переводных материалов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. - 217 с.
  7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке проектов Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Проект - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Президиум Координационного совета УМО и НМС высшей школы, 2007. - 30 с.
  8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

1 В.Губин, Знание и понимание в гуманитарном образовании, "Высшее образование в России", 2004, №5, с.39-42

 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga