К вопросу о проектировании комплексного интегрированного образовательного пространства факультета с использованием сетевых технологий
Золотов Дмитрий Валентинович, заведующий лабораторией электронно-коммуникативных
образовательных ресурсов, факультет информационных технологий (Mit.Zolotov@gmail.com)
РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург
Современные тенденции развития образования и необходимость корректировки целевых
установок функционирования развивающей среды на будущую жизнедеятельность выпускников
в информационном обществе, базирующегося на экономике знаний, требуют пересмотра
роли информационных технологий в построении образовательного пространства и поиске
новых методически-обоснованных решений в использовании современных подходов к
представлению знаний и организации межличностной коммуникации. Современная парадигма
образования формируется на активном творческом взаимодействии множества участников
образовательного процесса, совместном продуцировании знаний и индивидуальном личностном
росте. Современные методы сетевого взаимодействия, основанные на использовании
технологий сети Интернет, позволяют качественно изменить социальную развивающую
среду, получить новые синергетические эффекты в построении образовательного процесса
и в реализации потребности в самообразовании и межличностном общении, а также
оптимизировать и координировать информационные потоки, стимулирующие целенаправленное
развитие участников среды. Важную роль в построении целостного информационного
пространства имеет выбор программной платформы реализации решения. Авторами предлагается
подход к созданию развивающей среды на основе технологий веб-интеграции, комплекса
сетевых решений на базе домена Windows Server и подсистемы ресурсного обеспечения
учебной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Разработан программный
комплекс для управления объектами сети, определены требования к аппаратному и
программному обеспечению формирующих узлов, предложена система инженерных решений
для снижения стоимости обслуживания сетевого комплекса и обеспечения устойчивого
функционирования. В основу проектирования были заложены принципы интуитивной понятности
для пользователей, надежности, масштабируемости, открытости, лицензионной чистоты,
а также безопасности и эргономики. Интеграция персонализированного рабочего окружения,
электронного портфолио и коллекции цифровых образовательных ресурсов выполняется
через обобщенный веб-интерфейс. Система построена на основе архитектуры «открытых
систем» и предполагает интеграцию и взаимодействие с другими решениями, доступными
через сеть Интернет с использованием подхода «Веб-служб». Перспективным направлением
развития системы является интеграция совместных рабочих пространств для коллективной
работы над учебными и практически значимыми проектами (решения Web 2.0, Flash
Media Server, Google Services), близкое проникновение информационной и коммуникационной
составляющей процесса обучения, включение новых видов интерактивной электронной
коммуникации. Модульная архитектура системы позволяет модифицировать функциональность
без нарушения целостности.
Представленное решение используется с 2005 г. в организации учебного процесса
на факультете информационных технологий РГПУ им. А.И.Герцена. Высокий удельный
вес в подготовке будущих специалистов в направлении «информационные технологии
в образовании» имеет самостоятельная работа студентов над ресурсами репозитария
ЦОР и сети Интернет. В преподавании ряда дисциплин активно используется технология
«электронное портфолио». Организация совместного компьютерно-опосредованного творчества
студентов стимулирует приобретение навыков профессиональной деятельности, улучшает
ориентировку в современной информационной среде и повышает готовность к использованию
инновационных сетевых решений в образовательной сфере в будущей профессиональной
деятельности.
В настоящее время проводится работа по согласованию технологической компоненты
с требованиями болонской системы организации обучения.
|