home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

АНДРЕЕВ СОФТ

Принципы создания и функционирования Виртуального национального университета ИТ-образования

Сухомлин Владимир Александрович,
д.т.н., профессор факультета ВМК (sukhomlin@oit.cmc.msu.ru)
МГУ им. Ломоносова

Аннотация

Рассматриваются цели, задачи, принципы создания, область применения Виртуального Национального университета ИТ-образования, создаваемого Московским государственным университетом при содействии многих учебных, научных и отраслевых организаций в рамках национального проекта «Образование». Осуществление данного проекта позволит достичь качественно нового уровня подготовки востребованных научных и профессиональных кадров в области информационных технологий на основе разработки и внедрения новых образовательных стандартов, стандартов электронного и мобильного обучения, инновационных педагогических технологий и образовательных ресурсов, а также благодаря глубокой информатизации образовательных бизнес-процессов.

  1. ВВЕДЕНИЕ

    В период, когда мировым сообществом сформирована концепция общества, основанного на знаниях, и планомерно реализуются принципы построения такого общества на практике, наука, образование, знание, информация и коммуникация становятся главной движущей силой общественного прогресса.

    Стремительное развитие области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает катализирующее воздействие на темпы производства и потребления новых знаний, на инновационный характер развития экономики, на все аспекты жизни человека, открывая принципиально новые возможности для достижения более высокого уровня качества жизни.

    В утвержденной Правительством РФ Концепции развития ИТ до 2010 г. взят курс на превращение России в высокотехнологичную страну. При этом планируется ежегодный 30% рост национальной ИТ-отрасли.

    Быстрые темпы развития ИТ-отрасли и информационной инфраструктуры ИО делают актуальной проблему создания востребованной наукой и практикой национальной системы ИТ-образования, построенной на основе целостного удовлетворяющего международным требованиям комплекса образовательных стандартов и высокоэффективных системообразующих механизмов и технологий, инновационных учебно-педагогических решений, охватывающих все виды подготовки профессиональных ИТ-кадров [1].

    Опыт стран, добившихся реальных результатов в построении ИО показывает ведущую роль в достижении общественного прогресса открытого электронного образования (e-learning или е-обучения), представляющего собой комплекс технологий и стандартов информатизации образовательной деятельности, производства знаний, управления знаниями, а также инновационных образовательных решений.

    Электронное обучение, часто называемое в отечественной литературе дистанционным бучением или ДО, стало актуальной составляющей современной образовательной системы, обеспечивая принципиально новые возможности в доступе к образовательным информационным ресурсам, в организации управления образовательными процессами, в актуализации образовательных ресурсах и управления ими, в организации новых форм образования с использованием дистанционных форм обучения, значительно расширяя возможности традиционной образовательной системы.

    Высокая эффективность образовательных процессов достигается при совместном использовании различных форм электронного обучения с традиционными формами обучения. Такая образовательная технология называется смешанным обучением (или blended-learning).

    Внедрение в практику технологий электронного обучения требует от вузов использования специализированных информационных, образовательных, учебно-методических ресурсов, развитого организационного и технического обеспечения.

    Для интеграции указанных ресурсов и организации учебных процессов дистанционного обучения (ДО) на уровне одного вуза используются организационные структуры, называемые центрами ДО (ЦДО) вуза.

    Дальнейшее развитие ДО ведет к интеграции ресурсов и усилий образовательных учреждений, а также, возможно, научных, отраслевых и других заинтересованных в подготовке кадров организаций, с целью осуществления совместной деятельности, направленной на расширение спектра и повышения качества предоставляемых образовательных услуг. Такая интеграция всех видов образовательной деятельности в области ДО приводит к понятию Виртуального национального университета.

  2. ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

    Целью реализации концепции ВНУИТ является создание востребованной национальной системы ИТ-образования с развитой интегрированной средой электронного обучения, с актуальным образовательным контентом, с высоким уровнем информатизации образовательных бизнес-процессов, реализующих инновационные педагогические практики.

    ВНУ ИТ создается как инновационная образовательная технология, на основе которой станет возможным решение следующих задач:

    • проведение комплексных исследований и инновационных разработок в сфере учебно-методического обеспечения, новых информационных и педагогических технологий электронного обучения;
    • подготовка высокопрофессиональных кадров по наиболее востребованным специализациям (профилям) области ИТ и приложений ИТ на основе инновационных образовательных технологий;
    • подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации, осуществление повышения квалификации и развития преподавательских кадров;
    • развитие инструментальных и педагогических инновационных технологий электронного (e-learning) и мобильного (m-learning) обучения, создание востребованных образовательных информационных ресурсов;
    • создание и внедрение в учебный процесс интегрированной виртуальной образовательной среды, основанной на современных стандартах электронного обучения (e-learning, m-learning);
    • предоставление качественных образовательных доступных услуг на основе развития открытого и гибкого непрерывного обучения (Lifelong Open and Flexible learning, LOF), включающего все основные виды электронного обучения – открытое обучение, дистанционное обучение, онлайновое обучение, мультимедийное обучение, виртуальную мобильность, учебные сообщества, двойной режим (заработок и обучение) и др.;
    • распространение и пропаганды научных знаний, осуществления культуpно-пpосветительской деятельности, обеспечение широкой доступности научной и учебно-методической информации.

    К основным видам образовательной деятельности ВНУ ИТ относятся образовательные процессы базового и дополнительного образования в области ИТ, подготовка преподавателей, переподготовка и повышение квалификации, консультационные услуги, образовательные и исследовательские проекты, развитие предметно-ориентированного и учебно-методического контента.

    Данный проект реализуется как открытый для всех, кто заинтересован внести свой вклад в дело создания востребованной национальной системы ИТ-образования. Данный проект должен стать катализатором процесса интеграции усилий образовательных и научных организаций, представителей индустрии и бизнеса, профессиональной общественности для достижения указанной выше цели.

    Особенно важным коллегиальный подход представляется при решении таких задач, как отработка концепции создания виртуального национального ИТ-университета, создание соответствующей системы образовательных и технологических стандартов электронного обучения, хранилищ электронных учебных ресурсов, лучших педагогических практик и т.п.

    Уже на начальном этапе проекта его соразработчиками и участниками стали многие университеты, институты и организации, включая ННГУ, СПбГУ, МЭСИ, МИРЭА, ТПГУ, «Дубна», ИПИ РАН, ИТМ и ВТ, ЛАНИТ, Яндекс и др.

  3. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

    Технологической основой ВНУ ИТ является интегрированная виртуальная образовательная среда ИВОС, реализующая возможности современных распределенных систем управления обучением и знаниями (learning management systems – LMS, knowledge management systems – KMS), включая: поддержку индивидуального планирования обучения, доступа к материалам учебных курсов, оценки знаний, непрерывной актуализации образовательного контента, информатизации учебного процесса, поддержку различных форм взаимосвязи участников образовательных процессов и т.п.

    В основе создания ИВОС для ВНУ ИТ лежит комплекс проектных решений, состав и структура которых могут быть разбиты на следующие три уровня:

    1. Семантический (уровень бизнес-процессов).
    2. Функциональный (базовые технологии электронного обучения).
    3. Инфраструктурный (ИТ сетевой инфраструктуры).

    Семантический уровень или уровень образовательных бизнес-процессов охватывает следующие группы решений:

    • методическое обеспечение (профессиональные образовательные стандарты);
    • формализованные спецификации реализуемых образовательных процессов, разработанные с использованием языков CASE-технологий;
    • образовательный контент (база электронных учебных и учебно-методических материалов).

    Функциональный уровень включает технологические комплексы и средства, обеспечивающие поддержку реализации учебных процессов в режиме электронного обучения, а также вспомогательные механизмы системы ИТ-образования. В частности, к этому уровню относятся следующие функциональные компоненты:

    • центры проектирования контента (ЦПК);
    • электронные библиотеки контента (ЭБ);
    • системы управления учебным процессом (LMS-ED);
    • системы тестирования знаний (LMS-T);
    • механизм консорциумной стандартизации;
    • механизмы оценки качества контента;
    • центры сертификации контента и др.

    Инфраструктурный уровень включает сетевое и коммуникационное высокоскоростное оборудование, серверы приложений, системы сетевого распределенного хранения данных, проекционное и видео оборудование, мобильное ИТ оборудование и др. программно-технические средства, обеспечивающие работу функциональных компонент.

    ИВОС как информационная система включает следующие основные виды функциональных компонент:

    • М-ЦДО – научно-методический центр дистанционного обучения;
    • Ф-ЦДО – центр профессионального дистанционного обучения федерального уровня;
    • У-ЦДО – центр дистанционного обучения университета/учреждения профессионального образования или его филиала (ВУЗа);
    • И-ЦДО – индустриальный центр дистанционного обучения для повышения квалификации и переподготовки кадров;
    • Н-ЦДО – центр дистанционного обучения научного учреждения, предназначенный для подготовки и развития научных кадров;
    • Р-ЦДО – образовательный ресурс общего или специального назначения, выделяемый организацией для дистанционного доступа в процессе реализации профессиональных образовательных программ.

    Основными практическими задачами, решаемыми при реализации данного проекта, являются:

    • разработка методического обеспечения и методики организации процессов ДО в области ИТ-образования на базе ВНУ ИТ;
    • формирование базовых принципов и решений построения системы развития и сертификации преподавателей;
    • отбор и внедрение в практику наиболее перспективных технологий электронного обучения;
    • информационное наполнение СДО качественным образовательным контентом, удовлетворяющим международным стандартам;
    • внедрение системы электронных библиотек (например, системы «Ирбис») и наполнение ее учебными материалами, книгами, периодическими изданиями и др. в электронной форме для обеспечения процессов ИТ-образования в режиме ДО;
    • внедрения технологий комплексной информатизации учебного процесса;
    • реализация первоочередных процессов подготовки ИТ-кадров на основе ВНУ ИТ.

    Создание первой очереди ИВОС и функциональных компонент ВНУ ИТ планируется в 2007 г., а апробирование разработанных решений начать в 2007/2008 учебном году для образовательных программ дополнительного к высшему образованию, разработанных и реализуемых совместно с Сетевой академией Ланит, а также для реализации профилирующих курсов в филиалах факультета ВМК.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью рассмотренного выше проекта является исследование и разработка системообразующих, архитектурных, технологических, функциональных и учебно-методических решений, направленных на создание действующего прототипа современной системы электронного ИТ-образования с последующим развитием ее функциональных и технологических возможностей с параллельной апробацией данных решений на реальных образовательных процессах.

Литература

  1. Сухомлин В.А. ИТ-образование. Концепция, образовательные стандарты, процесс стандартизации. М.: Горячая линия – Телеком, 2005, 176 с.
  2. Distance Learning and University Effectiveness: Changing Educational Paradigms for Online Learning by Caroline Howard, Karen Schenk, and Richard Discenza (Hardcover – Oct 2003).
  3. Yeo Gee Kin, Oh Lih Bin. ICT and our Society. Third Edition. McGraw-Hill Education. Singapore. 2005.
  4. Фостер Я., К. Кессельман, С. Тьюке. Анатомия Грид. Создание масштабируемых Виртуальных Организаций. – Технологии грид. Том 2. – М.: ИПМ им. М.В. Келдыша, 2006.
 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga