Принципы создания и функционирования Виртуального национального университета ИТ-образования
Сухомлин Владимир Александрович, д.т.н., профессор факультета ВМК (sukhomlin@oit.cmc.msu.ru)
МГУ им. Ломоносова
Аннотация
Рассматриваются цели, задачи, принципы создания, область применения Виртуального
Национального университета ИТ-образования, создаваемого Московским государственным
университетом при содействии многих учебных, научных и отраслевых организаций
в рамках национального проекта «Образование». Осуществление данного проекта позволит
достичь качественно нового уровня подготовки востребованных научных и профессиональных
кадров в области информационных технологий на основе разработки и внедрения новых
образовательных стандартов, стандартов электронного и мобильного обучения, инновационных
педагогических технологий и образовательных ресурсов, а также благодаря глубокой
информатизации образовательных бизнес-процессов.
- ВВЕДЕНИЕ
В период, когда мировым сообществом сформирована концепция общества, основанного
на знаниях, и планомерно реализуются принципы построения такого общества на практике,
наука, образование, знание, информация и коммуникация становятся главной движущей
силой общественного прогресса.
Стремительное развитие области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
оказывает катализирующее воздействие на темпы производства и потребления новых
знаний, на инновационный характер развития экономики, на все аспекты жизни человека,
открывая принципиально новые возможности для достижения более высокого уровня
качества жизни.
В утвержденной Правительством РФ Концепции развития ИТ до 2010 г. взят курс на
превращение России в высокотехнологичную страну. При этом планируется ежегодный
30% рост национальной ИТ-отрасли.
Быстрые темпы развития ИТ-отрасли и информационной инфраструктуры ИО делают актуальной
проблему создания востребованной наукой и практикой национальной системы ИТ-образования,
построенной на основе целостного удовлетворяющего международным требованиям комплекса
образовательных стандартов и высокоэффективных системообразующих механизмов и
технологий, инновационных учебно-педагогических решений, охватывающих все виды
подготовки профессиональных ИТ-кадров [1].
Опыт стран, добившихся реальных результатов в построении ИО показывает ведущую
роль в достижении общественного прогресса открытого электронного образования (e-learning
или е-обучения), представляющего собой комплекс технологий и стандартов информатизации
образовательной деятельности, производства знаний, управления знаниями, а также
инновационных образовательных решений.
Электронное обучение, часто называемое в отечественной литературе дистанционным
бучением или ДО, стало актуальной составляющей современной образовательной системы,
обеспечивая принципиально новые возможности в доступе к образовательным информационным
ресурсам, в организации управления образовательными процессами, в актуализации
образовательных ресурсах и управления ими, в организации новых форм образования
с использованием дистанционных форм обучения, значительно расширяя возможности
традиционной образовательной системы.
Высокая эффективность образовательных процессов достигается при совместном использовании
различных форм электронного обучения с традиционными формами обучения. Такая образовательная
технология называется смешанным обучением (или blended-learning).
Внедрение в практику технологий электронного обучения требует от вузов использования
специализированных информационных, образовательных, учебно-методических ресурсов,
развитого организационного и технического обеспечения.
Для интеграции указанных ресурсов и организации учебных процессов дистанционного
обучения (ДО) на уровне одного вуза используются организационные структуры, называемые
центрами ДО (ЦДО) вуза.
Дальнейшее развитие ДО ведет к интеграции ресурсов и усилий образовательных учреждений,
а также, возможно, научных, отраслевых и других заинтересованных в подготовке
кадров организаций, с целью осуществления совместной деятельности, направленной
на расширение спектра и повышения качества предоставляемых образовательных услуг.
Такая интеграция всех видов образовательной деятельности в области ДО приводит
к понятию Виртуального национального университета.
- ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Целью реализации концепции ВНУИТ является создание востребованной национальной
системы ИТ-образования с развитой интегрированной средой электронного обучения,
с актуальным образовательным контентом, с высоким уровнем информатизации образовательных
бизнес-процессов, реализующих инновационные педагогические практики.
ВНУ ИТ создается как инновационная образовательная технология, на основе которой
станет возможным решение следующих задач:
- проведение комплексных исследований и инновационных разработок в сфере учебно-методического
обеспечения, новых информационных и педагогических технологий электронного обучения;
- подготовка высокопрофессиональных кадров по наиболее востребованным специализациям
(профилям) области ИТ и приложений ИТ на основе инновационных образовательных
технологий;
- подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации, осуществление повышения
квалификации и развития преподавательских кадров;
- развитие инструментальных и педагогических инновационных технологий электронного
(e-learning) и мобильного (m-learning) обучения, создание востребованных образовательных
информационных ресурсов;
- создание и внедрение в учебный процесс интегрированной виртуальной образовательной
среды, основанной на современных стандартах электронного обучения (e-learning,
m-learning);
- предоставление качественных образовательных доступных услуг на основе развития
открытого и гибкого непрерывного обучения (Lifelong Open and Flexible learning,
LOF), включающего все основные виды электронного обучения – открытое обучение,
дистанционное обучение, онлайновое обучение, мультимедийное обучение, виртуальную
мобильность, учебные сообщества, двойной режим (заработок и обучение) и др.;
- распространение и пропаганды научных знаний, осуществления культуpно-пpосветительской
деятельности, обеспечение широкой доступности научной и учебно-методической информации.
К основным видам образовательной деятельности ВНУ ИТ относятся образовательные
процессы базового и дополнительного образования в области ИТ, подготовка преподавателей,
переподготовка и повышение квалификации, консультационные услуги, образовательные
и исследовательские проекты, развитие предметно-ориентированного и учебно-методического
контента.
Данный проект реализуется как открытый для всех, кто заинтересован внести свой
вклад в дело создания востребованной национальной системы ИТ-образования. Данный
проект должен стать катализатором процесса интеграции усилий образовательных и
научных организаций, представителей индустрии и бизнеса, профессиональной общественности
для достижения указанной выше цели.
Особенно важным коллегиальный подход представляется при решении таких задач, как
отработка концепции создания виртуального национального ИТ-университета, создание
соответствующей системы образовательных и технологических стандартов электронного
обучения, хранилищ электронных учебных ресурсов, лучших педагогических практик
и т.п.
Уже на начальном этапе проекта его соразработчиками и участниками стали многие
университеты, институты и организации, включая ННГУ, СПбГУ, МЭСИ, МИРЭА, ТПГУ,
«Дубна», ИПИ РАН, ИТМ и ВТ, ЛАНИТ, Яндекс и др.
- ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
Технологической основой ВНУ ИТ является интегрированная виртуальная образовательная
среда ИВОС, реализующая возможности современных распределенных систем управления
обучением и знаниями (learning management systems – LMS, knowledge management
systems – KMS), включая: поддержку индивидуального планирования обучения, доступа
к материалам учебных курсов, оценки знаний, непрерывной актуализации образовательного
контента, информатизации учебного процесса, поддержку различных форм взаимосвязи
участников образовательных процессов и т.п.
В основе создания ИВОС для ВНУ ИТ лежит комплекс проектных решений, состав и структура
которых могут быть разбиты на следующие три уровня:
- Семантический (уровень бизнес-процессов).
- Функциональный (базовые технологии электронного обучения).
- Инфраструктурный (ИТ сетевой инфраструктуры).
Семантический уровень или уровень образовательных бизнес-процессов охватывает
следующие группы решений:
- методическое обеспечение (профессиональные образовательные стандарты);
- формализованные спецификации реализуемых образовательных процессов, разработанные
с использованием языков CASE-технологий;
- образовательный контент (база электронных учебных и учебно-методических материалов).
Функциональный уровень включает технологические комплексы и средства, обеспечивающие
поддержку реализации учебных процессов в режиме электронного обучения, а также
вспомогательные механизмы системы ИТ-образования. В частности, к этому уровню
относятся следующие функциональные компоненты:
- центры проектирования контента (ЦПК);
- электронные библиотеки контента (ЭБ);
- системы управления учебным процессом (LMS-ED);
- системы тестирования знаний (LMS-T);
- механизм консорциумной стандартизации;
- механизмы оценки качества контента;
- центры сертификации контента и др.
Инфраструктурный уровень включает сетевое и коммуникационное высокоскоростное
оборудование, серверы приложений, системы сетевого распределенного хранения данных,
проекционное и видео оборудование, мобильное ИТ оборудование и др. программно-технические
средства, обеспечивающие работу функциональных компонент.
ИВОС как информационная система включает следующие основные виды функциональных
компонент:
- М-ЦДО – научно-методический центр дистанционного обучения;
- Ф-ЦДО – центр профессионального дистанционного обучения федерального уровня;
- У-ЦДО – центр дистанционного обучения университета/учреждения профессионального
образования или его филиала (ВУЗа);
- И-ЦДО – индустриальный центр дистанционного обучения для повышения квалификации
и переподготовки кадров;
- Н-ЦДО – центр дистанционного обучения научного учреждения, предназначенный для
подготовки и развития научных кадров;
- Р-ЦДО – образовательный ресурс общего или специального назначения, выделяемый
организацией для дистанционного доступа в процессе реализации профессиональных
образовательных программ.
Основными практическими задачами, решаемыми при реализации данного проекта, являются:
- разработка методического обеспечения и методики организации процессов ДО в области
ИТ-образования на базе ВНУ ИТ;
- формирование базовых принципов и решений построения системы развития и сертификации
преподавателей;
- отбор и внедрение в практику наиболее перспективных технологий электронного
обучения;
- информационное наполнение СДО качественным образовательным контентом, удовлетворяющим
международным стандартам;
- внедрение системы электронных библиотек (например, системы «Ирбис») и наполнение
ее учебными материалами, книгами, периодическими изданиями и др. в электронной
форме для обеспечения процессов ИТ-образования в режиме ДО;
- внедрения технологий комплексной информатизации учебного процесса;
- реализация первоочередных процессов подготовки ИТ-кадров на основе ВНУ ИТ.
Создание первой очереди ИВОС и функциональных компонент ВНУ ИТ планируется в 2007
г., а апробирование разработанных решений начать в 2007/2008 учебном году для
образовательных программ дополнительного к высшему образованию, разработанных
и реализуемых совместно с Сетевой академией Ланит, а также для реализации профилирующих
курсов в филиалах факультета ВМК.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью рассмотренного выше проекта является исследование и разработка системообразующих,
архитектурных, технологических, функциональных и учебно-методических решений,
направленных на создание действующего прототипа современной системы электронного
ИТ-образования с последующим развитием ее функциональных и технологических возможностей
с параллельной апробацией данных решений на реальных образовательных процессах.
Литература
- Сухомлин В.А. ИТ-образование. Концепция, образовательные стандарты, процесс
стандартизации. М.: Горячая линия – Телеком, 2005, 176 с.
- Distance Learning and University Effectiveness: Changing Educational Paradigms
for Online Learning by Caroline Howard, Karen Schenk, and Richard Discenza (Hardcover
– Oct 2003).
- Yeo Gee Kin, Oh Lih Bin. ICT and our Society. Third Edition. McGraw-Hill Education.
Singapore. 2005.
- Фостер Я., К. Кессельман, С. Тьюке. Анатомия Грид. Создание масштабируемых
Виртуальных Организаций. – Технологии грид. Том 2. – М.: ИПМ им. М.В. Келдыша,
2006.
|