Практико-ориентированная подготовка будущего учителя информатики к использованию информационных технологий

Авторы: Капитонова Татьяна Александровна 1, кандидат педагогических наук, доцент
Лебедева Светлана Владимировна 2
1 Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, 2 Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Педагогическая практика будущих учителей является важной частью профессионального образования, обеспечивающей интеграцию теоретических знаний и практического педагогического опыта деятельности. В ходе практики, с одной стороны, осуществляется проверка теоретической подготовки студента и его пригодности к педагогической деятельности, с другой стороны, интенсифицируется процесс профессионального становления будущего учителя, его самообразование, самовоспитание и творческое саморазвитие. Основная цель педагогической практики – подготовка будущего специалиста к целостному выполнению функций учителя-предметника и классного руководителя, к проведению системы учебно-воспитательной работы с учащимися. В статье приведены примеры заданий по использованию информационных технологий в практической деятельности учителя-практиканта.

Производственная педагогическая практика по дополнительной специальности «информатика» способствует дальнейшему совершенствованию профессиональных компетенций (информационно-коммуникационных, организационно-управленческих), творческих и педагогических способностей будущих специалистов.

Основным содержанием практики является выполнение учебно-методических и организационно-управленческих творческих учебных заданий в средних общеобразовательных учреждениях, соответствующих характеру педагогической деятельности будущего учителя информатики.

Учебно-методическая деятельность учителя-практиканта включает в себя наряду с  подготовкой и проведением уроков информатики с их последующим анализом,  также организацию проектной деятельности учащихся, в том числе образовательного веб-квеста, разработку компьютерных тестов и других цифровых ресурсов образовательного назначения. Управленческая деятельность учителя-практикантапредставлена разработкой БД «Методическое обеспечение учебного процесса».

Приведем примеры заданий.

Задание 3. Подготовка, проведение и анализ урока. Цель задания разработать методические рекомендации по проведению уроков информатики.

Методические рекомендации оформляются практикантом в виде развёрнутого плана-конспекта урока. К плану-конспекту прилагаются все используемые в ходе урока средства обучения, либо их модели или копии, фотографии, самоанализ урока, его достоинства и недостатки.

Ниже приводится фрагмент плана-конспекта урока в 3 классе (пропедевтический курс информатики), первая часть которого – работа с теоретическим материалом; вторая часть – компьютерный практикум.

Тема урока (3 класс).  Представление информации.

Цель урока:  изучить способы представления информации

Задачи урока:

  1. Создание условий для ознакомления детей с понятиями: «передачи информации», «хранение информации», «свойства информации» на уровне осознания и запоминания.
  2. Развитие устной речи (содержательность, понятность, выразительность), форм мышления (понятия, суждения, умозаключения), логической памяти (продуктивность, оперативность), внимания (концентрация, избирательность, устойчивость).
  3. Воспитание культуры общения.

Оборудование: радио, магнитофон, телефон, кассета с записью текста на английском языке), письма, газеты, журналы, книги (одна из них – А.С. Пушкин «Поэмы и стихотворения»), таблица «Свойства информации», плакат «Светофор», раздаточный материал «Информация в нашей жизни».

Специфические особенности методики: (1) изложение теоретического материала сопровождается (по возможности) демонстрацией материальных моделей; (2) целесообразно включить в ход беседы (при изучении нового материала) активную форму обучения – дидактическую игру – с целью избежать потери внимания, наступления утомляемости учащихся; (3) для дидактической игры выбирается пара учеников, чей интерес к предмету не очень высок; перед уроком учитель должен проверить наличие контактных данных в мобильных телефонах этих учеников; (4) перед компьютерным практикумом проводится физкультминутка (в данном классе компьютеры располагаются по периметру кабинета, поэтому учащиеся встают за парты, расположенные в центре класса, и выполняют физкультурные упражнения); (5)  учащиеся выполняют задание 2 компьютерного практикума удобным для них способом: либо перетаскивая  контур рисунка, либо путем копирования – вставки; (6) проверка выполненных заданий проводится в парах: после выполнения задания 2 компьютерного практикума учитель просит пары учеников (пары образуются по мере выполнения задания) поменяться местами и расшифровать ребус; (7) если в процессе выполнения задания выявляется ошибка по русскому языку, то учитель обязательно должен прореагировать; (8) учащиеся изучают дисциплину по учебнику Горячев А.В., Суворова Н.И. Информатика. 3 класс. – М.: Баласс, 2010.

Задание 4. Анализ и оценка рациональности урока информатики. Цель задания – применять умение анализировать и оценивать рациональность уроков, проведённых как самим практикантом, так и его товарищами.

Каждый урок должен быть проанализирован и оценен как самим учителем-практикантом, так и внешним наблюдающим (руководителем практики, учителем, другим студентом-практикантом).

Общая схема анализа урока [http://www.rusedu.info].

Вопросы для анализа

Оценка оптимальности действия учителя

Оптимально (+),

не оптимально (–),

улучшить планирование таких-то задач (У)

внешний

самоанализ

1

Как были спланированы и поставлены перед учениками задачи урока?

 

 

 

 

2

Как можно оценить избранную учителем структуру основных элементов урока и время, выделенное на каждый из них?

 

 

3

Как можно оценить избранное содержание урока?

 

 

4

Можно ли считать оптимальным (для данной темы, подготовленности класса и возможностей учителя) избранное сочетание методов преподавания, стимулирования и контроля

  • при опросе
  • при изучении нового материала
  • при закреплении
  • при обобщении изученного

 

 

5

Насколько удачным оказалось сочетание обще классных, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса на уроке. Обеспечило ли оно дифференцированный подход к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам?

 

 

6

Рационально ли использовались на уроке средства наглядности, ТСО и пр.?

 

 

7

Творческое применение имеющихся педагогических инноваций, педагогические достижения на уроке:

  • составление опорных схем, конспектов
  • использование обучающих программ;
  • составление заданий и задач с развивающим содержанием;

 

 

8

Как можно оценить стиль общения учителя с учениками на уроке, соблюдение педагогического такта?

 

 

9

Соблюдались ли на уроке необходимые гигиенические условия, применялись ли способы поддержания работоспособности учеников?

 

 

10

Насколько успешно решены на уроке задачи образования, воспитания и развития школьников?

 

 

11

Правильно ли определен объем, сложность домашнего задания, умело ли проведен инструктаж?

 

 

Наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных положений общей схемы анализа урока.

При наблюдении за опросом школьников можно рекомендовать обратить внимание на такие моменты:

  1. в какой форме был организован опрос (в индивидуальной или фронтальной, устной, письменной или лабораторной);
  2. оценка рациональности избранной формы опроса,
  3. правильно ли было определено место опроса среди других этапов урока,
  4. оптимальными ли оказались затраты времени на опрос в ходе этого урока,
  5. четко ли была поставлена цель опроса (подход к новой теме, проверка знаний, проверка умений),
  6. удалось ли ее реализовать в полной мере,
  7. стремился ли учитель обеспечить обучающий характер опроса,
  8. активное участие в нем всех учеников,
  9. умело ли исправлялись неточности, ошибки, привлекались ли к этому ученики,
  10. насколько объективно были выставлены и убедительно аргументированы оценки,
  11. как обращалось внимание на усвоение главного,
  12. на логичность плана ответа,
  13. на прочность знаний и умение их применять на практике.

При наблюдении за изучением на уроке нового материала важно обратить внимание на следующее:

  1. были ли поставлены перед учениками основные задачи изучения темы урока, причем насколько конкретно и четко,
  2. доступность изложения учебного материала,
  3. выделялось ли в нем главное, существенное и концентрировалось ли на нем внимание учеников,
  4. оптимальным ли был темп изучения нового,
  5. проверялась ли степень понимания учениками нового материала по ходу его объяснения.

При закреплении изученного материала необходимо обратить внимание на то, что

  1. содействовали ли подобранные упражнения на усвоение главного в данной теме,
  2. оказывалась ли дифференцированная помощь ученикам во время выполнения заданий,
  3. дополнительные задания для наиболее подготовленных учеников,
  4. выявлялись ли типичные ошибки и затруднения, способы их устранения

При сообщении домашнего задания обратить внимание

  1. оптимален ли его объем, сложность, выполнят ли его за то время, которое отводится на этот предмет для домашней работы
  2. прокомментировано ли домашнее задание,
  3. требования к оформлению,
  4. дифференцировано ли домашнее задание.

В центре анализа должно быть содержание и результаты, которые проявляются в полученных учениками знаниях, умениях и навыках.

Задание 5.Создание обучающего компьютерного теста. Цель задания – разработать обучающий компьютерный тест для учащихся 3-11 класса по теме/разделу, изучаемому в ходе педагогической практики.

Для выполнения задания учитель-практикант: (1) находит подходящую (свободно распространяемую) тестовую оболочку; (2) разрабатывает тестовые задания (создает банк заданий); (3) определяет вариант включения обучающего теста в учебный процесс (тестирование на уроке или домашнее тестирование).

Данное задание является комбинированным, связывающим тематику учебного курса «Современные средства оценивания результатов обучения»  с актуальными вопросами использования ИКТ-технологий в учебном процессе.

Задание 9. Образовательный веб-квест. Цель задания –организовать проектную деятельность учащихся с использованием средств компьютерных телекоммуникаций в форме веб-квеста.

Веб-квестом называется специальным образом, посредством компьютерных телекоммуникаций, организованный вид исследовательской деятельности учащихся.

Структура веб-квеста:

  1. Введение, в котором четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
  2. Центральное задание, которое должно быть понятным, интересным, выполнимым.  Обязательно указан четко определенный итоговый результат исследовательской деятельности учащихся (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы; прописана проблема, которую нужно решить; определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
  3. Список информационных ресурсов, необходимых для выполнения задания.
  4. Описание процедуры работы (этапы процесса выполнения работы учащимся – при самостоятельном выполнении задания).
  5. План  работы (с указанием временных рамок, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением «заготовок» веб-страниц во избежание технических трудностей при создании самостоятельных страничек).
  6. Заключение, в котором суммируется опыт, полученный учащимися в процессе исследовательской деятельности над веб-квестом, возможные пути для дальнейшего исследования по теме или переноса полученного опыта в другую область.

Для выполнения задания студент должны определить специфику образовательного веб-квеста по информатике, разработать веб-квест по информатике для учащихся 3-6 (или 7-9) классов, разместить веб-квест на сайте школы, включить учащихся в исследовательскую деятельность в форме веб-квеста, проанализировать результаты деятельности учащихся.

Задание 13. Информационные технологии в управлении школой. Цель задания: разработать базу данных «Методическое обеспечение учебного процесса».

Задание выполняется всей группой студентов, закреплённых за школой (группа делится на подгруппы в зависимости от количества школьных кабинетов). В ходе выполнения задания создается база данных по наличию в школьных кабинетах учебной, учебно-методической, справочной, дополнительной литературы, дидактических материалов и цифровых образовательных ресурсов.

Если рекомендованная база данных в образовательном учреждении уже разработана, следует выяснить потребности школы в той или иной  упорядоченной информации и разработать соответствующую базу данных.

Задание 16.Учебный фильм. Цель задания –создание учебного фильма «Урок информатики в общеобразовательном/профильном классе».

Учебный фильм – это лекция (урок) или фрагмент активных форм обучения, перенесенный на видео; представляет собой целостный обучающий модуль, не стесненный жесткими временными рамками – в дальнейшем предназначается для использования на занятиях по дисциплинам «Методика преподавания информатики с ПРЗ» и «Теория и методика обучения математике и информатике: модуль «Теория и методика обучения информатике».

Данное задание выполняется группой студентов (4 человека), закреплённых за школой: один из них – «Учитель», трое других – «Операторы». Съемка на уроке обязательно должна быть привязана к трем точкам-позициям: 1) учитель – практикант, 2) ученик, отвечающий учителю, 3) класс в целом. Результатом выполнения задания является Учебный фильм.

Съемку желательно осуществлять  во время проведения учителем-практикантом зачетного урока по информатике.

Задание 17. Степень личностного самопродвижения в профессии. Анализ готовности к использованию информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Цель задания –  выявить степень готовности учителя-практиканта к использованию информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.


Самооценка профессиональной готовности к использованию информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе

Вопросы

Да

Нет

Испытываемые затруднения

1

Я знаю положительные и отрицательные аспекты использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании

 

 

 

2

Я чётко осознаю, что средства ИКТ, применяемые в обучении есть лишь инструмент решения проблем, их использование не должно превращаться в самоцель

 

 

 

3

Я не испытываю психологического барьера перед освоением новой компьютерной техники и использованием информационных ресурсов в обучении, не сомневаюсь относительно педагогических возможностей названных средств и технологий

 

 

 

4

Я знаю о дидактических возможностях ИКТ

 

 

 

5

Я чётко осознаю, что использование компьютерных средств обучения расширяет возможности человеческого мышления по решению учебных и профессиональных задач

 

 

 

6

Я знаю, где и как найти требуемые учебные материалы в телекоммуникационных сетях

 

 

 

7

Я имею представление о видовом составе и областях эффективного применения средств ИКТ

 

 

 

8

Я имею представление о видовом составе и областях эффективного применения в сфере образования технологий создания, обработки, представления, хранения и передачи информации

 

 

 

9

Я знаком с общими методами информатизации, адекватными потребностям учебного процесса, контроля и измерения результатов обучения, внеучебной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности учебных заведений

 

 

 

10

Я знаю о требованиях, предъявляемых к средствам информатизации образования, основных принципах и методах оценки их качества

 

 

 

11

У меня  получается использовать телекоммуникационные сети в различных аспектах обучения

 

 

 

12

Я знаю, как представить содержание учебных предметов посредством мультимедиа-технологий

 

 

 

13

Я умею применять мультимедийные средства обучения

 

 

 

14

У меня в достаточной степени сформирован язык информатизации образования (с параллельной фиксацией и систематизацией терминологии)

 

 

 

15

Я могу объяснить учащимся роль и место информационных технологий в современной мире

 

 

 

16

Я могу организовать и провести интегрированный урок на современном уровне (с использованием ИКТ)

 

 

 

17

Ученики обращаются ко мне с вопросами как к специалисту в области информатики и ИКТ

 

 

 

18

За урок ученики успевают овладеть максимально возможным количеством умений работы с ИКТ

 

 

 

19

Я не устаю напоминать о выполнении каких-то (стандартных) действий по несколько раз

 

 

 

20

Учащиеся с удовольствием участвуют в проектной деятельности

 

 

 

ВЫВОД

Я отношу себя к категории преподавателей-пользователей готовых средств ИКТ: я освоил элементарные навыки работы с компьютером, получил первое представление о наиболее распространенных пакетах программ универсального назначения, научился работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, освоил работу с известными для его предметной области готовыми компьютерными учебными программами, средствами телекоммуникационного взаимодействия с коллегами и учащимися, средствами доступа к мировым источникам информации

 

 

 

Я отношу себя к категории преподавателей-разработчиков компьютерных средств педагогического назначения: я знаю психолого-педагогические основы информационных образовательных технологий; обладаю структурно-системным целостным представлением о материале школьной учебной дисциплины, специализированными средствами и технологиями конструирования содержания средств обучения по выявленным структурам содержания соответствующих образовательных областей.

 

 

 

Отчёт о педагогической практике обязательно включает «Электронные приложения»:

  • база данных «Методическое обеспечение учебного процесса»,
  • копии оригиналов результатов проектной деятельности учащихся,
  • обучающий компьютерный тест,
  • учебный фильм,
  • презентация «Моя педагогическая практика».

В помощь учителям-практикантам коллективом кафедры математики и методики её преподавания СГУ имени Н.Г. Чернышевского подготовлено к изданию учебное пособие «Педагогическое образование», получившее гриф «Рекомендовано УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050201 – математика» (20 декабря 2010 г., № 156/10).

Тип выступления  Стендовый доклад и публикация
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  подготовка учителя информатики, педагогическая практика