Практико-ориентированная подготовка будущего учителя информатики к использованию информационных технологий
Производственная педагогическая практика по дополнительной специальности «информатика» способствует дальнейшему совершенствованию профессиональных компетенций (информационно-коммуникационных, организационно-управленческих), творческих и педагогических способностей будущих специалистов.
Основным содержанием практики является выполнение учебно-методических и организационно-управленческих творческих учебных заданий в средних общеобразовательных учреждениях, соответствующих характеру педагогической деятельности будущего учителя информатики.
Учебно-методическая деятельность учителя-практиканта включает в себя наряду с подготовкой и проведением уроков информатики с их последующим анализом, также организацию проектной деятельности учащихся, в том числе образовательного веб-квеста, разработку компьютерных тестов и других цифровых ресурсов образовательного назначения. Управленческая деятельность учителя-практикантапредставлена разработкой БД «Методическое обеспечение учебного процесса».
Приведем примеры заданий.
Задание 3. Подготовка, проведение и анализ урока. Цель задания – разработать методические рекомендации по проведению уроков информатики.
Методические рекомендации оформляются практикантом в виде развёрнутого плана-конспекта урока. К плану-конспекту прилагаются все используемые в ходе урока средства обучения, либо их модели или копии, фотографии, самоанализ урока, его достоинства и недостатки.
Ниже приводится фрагмент плана-конспекта урока в 3 классе (пропедевтический курс информатики), первая часть которого – работа с теоретическим материалом; вторая часть – компьютерный практикум.
Тема урока (3 класс). Представление информации.
Цель урока: изучить способы представления информации
Задачи урока:
- Создание условий для ознакомления детей с понятиями: «передачи информации», «хранение информации», «свойства информации» на уровне осознания и запоминания.
- Развитие устной речи (содержательность, понятность, выразительность), форм мышления (понятия, суждения, умозаключения), логической памяти (продуктивность, оперативность), внимания (концентрация, избирательность, устойчивость).
- Воспитание культуры общения.
Оборудование: радио, магнитофон, телефон, кассета с записью текста на английском языке), письма, газеты, журналы, книги (одна из них – А.С. Пушкин «Поэмы и стихотворения»), таблица «Свойства информации», плакат «Светофор», раздаточный материал «Информация в нашей жизни».
Специфические особенности методики: (1) изложение теоретического материала сопровождается (по возможности) демонстрацией материальных моделей; (2) целесообразно включить в ход беседы (при изучении нового материала) активную форму обучения – дидактическую игру – с целью избежать потери внимания, наступления утомляемости учащихся; (3) для дидактической игры выбирается пара учеников, чей интерес к предмету не очень высок; перед уроком учитель должен проверить наличие контактных данных в мобильных телефонах этих учеников; (4) перед компьютерным практикумом проводится физкультминутка (в данном классе компьютеры располагаются по периметру кабинета, поэтому учащиеся встают за парты, расположенные в центре класса, и выполняют физкультурные упражнения); (5) учащиеся выполняют задание 2 компьютерного практикума удобным для них способом: либо перетаскивая контур рисунка, либо путем копирования – вставки; (6) проверка выполненных заданий проводится в парах: после выполнения задания 2 компьютерного практикума учитель просит пары учеников (пары образуются по мере выполнения задания) поменяться местами и расшифровать ребус; (7) если в процессе выполнения задания выявляется ошибка по русскому языку, то учитель обязательно должен прореагировать; (8) учащиеся изучают дисциплину по учебнику Горячев А.В., Суворова Н.И. Информатика. 3 класс. – М.: Баласс, 2010.
Задание 4. Анализ и оценка рациональности урока информатики. Цель задания – применять умение анализировать и оценивать рациональность уроков, проведённых как самим практикантом, так и его товарищами.
Каждый урок должен быть проанализирован и оценен как самим учителем-практикантом, так и внешним наблюдающим (руководителем практики, учителем, другим студентом-практикантом).
Общая схема анализа урока [http://www.rusedu.info].
№ |
Вопросы для анализа |
Оценка оптимальности действия учителя |
|
Оптимально (+), не оптимально (–), улучшить планирование таких-то задач (У) |
|||
внешний |
самоанализ |
||
1 |
Как были спланированы и поставлены перед учениками задачи урока? |
|
|
2 |
Как можно оценить избранную учителем структуру основных элементов урока и время, выделенное на каждый из них? |
|
|
3 |
Как можно оценить избранное содержание урока? |
|
|
4 |
Можно ли считать оптимальным (для данной темы, подготовленности класса и возможностей учителя) избранное сочетание методов преподавания, стимулирования и контроля
|
|
|
5 |
Насколько удачным оказалось сочетание обще классных, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса на уроке. Обеспечило ли оно дифференцированный подход к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам? |
|
|
6 |
Рационально ли использовались на уроке средства наглядности, ТСО и пр.? |
|
|
7 |
Творческое применение имеющихся педагогических инноваций, педагогические достижения на уроке:
|
|
|
8 |
Как можно оценить стиль общения учителя с учениками на уроке, соблюдение педагогического такта? |
|
|
9 |
Соблюдались ли на уроке необходимые гигиенические условия, применялись ли способы поддержания работоспособности учеников? |
|
|
10 |
Насколько успешно решены на уроке задачи образования, воспитания и развития школьников? |
|
|
11 |
Правильно ли определен объем, сложность домашнего задания, умело ли проведен инструктаж? |
|
|
Наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных положений общей схемы анализа урока.
При наблюдении за опросом школьников можно рекомендовать обратить внимание на такие моменты:
- в какой форме был организован опрос (в индивидуальной или фронтальной, устной, письменной или лабораторной);
- оценка рациональности избранной формы опроса,
- правильно ли было определено место опроса среди других этапов урока,
- оптимальными ли оказались затраты времени на опрос в ходе этого урока,
- четко ли была поставлена цель опроса (подход к новой теме, проверка знаний, проверка умений),
- удалось ли ее реализовать в полной мере,
- стремился ли учитель обеспечить обучающий характер опроса,
- активное участие в нем всех учеников,
- умело ли исправлялись неточности, ошибки, привлекались ли к этому ученики,
- насколько объективно были выставлены и убедительно аргументированы оценки,
- как обращалось внимание на усвоение главного,
- на логичность плана ответа,
- на прочность знаний и умение их применять на практике.
При наблюдении за изучением на уроке нового материала важно обратить внимание на следующее:
- были ли поставлены перед учениками основные задачи изучения темы урока, причем насколько конкретно и четко,
- доступность изложения учебного материала,
- выделялось ли в нем главное, существенное и концентрировалось ли на нем внимание учеников,
- оптимальным ли был темп изучения нового,
- проверялась ли степень понимания учениками нового материала по ходу его объяснения.
При закреплении изученного материала необходимо обратить внимание на то, что
- содействовали ли подобранные упражнения на усвоение главного в данной теме,
- оказывалась ли дифференцированная помощь ученикам во время выполнения заданий,
- дополнительные задания для наиболее подготовленных учеников,
- выявлялись ли типичные ошибки и затруднения, способы их устранения
При сообщении домашнего задания обратить внимание
- оптимален ли его объем, сложность, выполнят ли его за то время, которое отводится на этот предмет для домашней работы
- прокомментировано ли домашнее задание,
- требования к оформлению,
- дифференцировано ли домашнее задание.
В центре анализа должно быть содержание и результаты, которые проявляются в полученных учениками знаниях, умениях и навыках.
Задание 5.Создание обучающего компьютерного теста. Цель задания – разработать обучающий компьютерный тест для учащихся 3-11 класса по теме/разделу, изучаемому в ходе педагогической практики.
Для выполнения задания учитель-практикант: (1) находит подходящую (свободно распространяемую) тестовую оболочку; (2) разрабатывает тестовые задания (создает банк заданий); (3) определяет вариант включения обучающего теста в учебный процесс (тестирование на уроке или домашнее тестирование).
Данное задание является комбинированным, связывающим тематику учебного курса «Современные средства оценивания результатов обучения» с актуальными вопросами использования ИКТ-технологий в учебном процессе.
Задание 9. Образовательный веб-квест. Цель задания –организовать проектную деятельность учащихся с использованием средств компьютерных телекоммуникаций в форме веб-квеста.
Веб-квестом называется специальным образом, посредством компьютерных телекоммуникаций, организованный вид исследовательской деятельности учащихся.
Структура веб-квеста:
- Введение, в котором четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
- Центральное задание, которое должно быть понятным, интересным, выполнимым. Обязательно указан четко определенный итоговый результат исследовательской деятельности учащихся (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы; прописана проблема, которую нужно решить; определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
- Список информационных ресурсов, необходимых для выполнения задания.
- Описание процедуры работы (этапы процесса выполнения работы учащимся – при самостоятельном выполнении задания).
- План работы (с указанием временных рамок, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением «заготовок» веб-страниц во избежание технических трудностей при создании самостоятельных страничек).
- Заключение, в котором суммируется опыт, полученный учащимися в процессе исследовательской деятельности над веб-квестом, возможные пути для дальнейшего исследования по теме или переноса полученного опыта в другую область.
Для выполнения задания студент должны определить специфику образовательного веб-квеста по информатике, разработать веб-квест по информатике для учащихся 3-6 (или 7-9) классов, разместить веб-квест на сайте школы, включить учащихся в исследовательскую деятельность в форме веб-квеста, проанализировать результаты деятельности учащихся.
Задание 13. Информационные технологии в управлении школой. Цель задания: разработать базу данных «Методическое обеспечение учебного процесса».
Задание выполняется всей группой студентов, закреплённых за школой (группа делится на подгруппы в зависимости от количества школьных кабинетов). В ходе выполнения задания создается база данных по наличию в школьных кабинетах учебной, учебно-методической, справочной, дополнительной литературы, дидактических материалов и цифровых образовательных ресурсов.
Если рекомендованная база данных в образовательном учреждении уже разработана, следует выяснить потребности школы в той или иной упорядоченной информации и разработать соответствующую базу данных.
Задание 16.Учебный фильм. Цель задания –создание учебного фильма «Урок информатики в общеобразовательном/профильном классе».
Учебный фильм – это лекция (урок) или фрагмент активных форм обучения, перенесенный на видео; представляет собой целостный обучающий модуль, не стесненный жесткими временными рамками – в дальнейшем предназначается для использования на занятиях по дисциплинам «Методика преподавания информатики с ПРЗ» и «Теория и методика обучения математике и информатике: модуль «Теория и методика обучения информатике».
Данное задание выполняется группой студентов (4 человека), закреплённых за школой: один из них – «Учитель», трое других – «Операторы». Съемка на уроке обязательно должна быть привязана к трем точкам-позициям: 1) учитель – практикант, 2) ученик, отвечающий учителю, 3) класс в целом. Результатом выполнения задания является Учебный фильм.
Съемку желательно осуществлять во время проведения учителем-практикантом зачетного урока по информатике.
Задание 17. Степень личностного самопродвижения в профессии. Анализ готовности к использованию информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Цель задания – выявить степень готовности учителя-практиканта к использованию информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.
Самооценка профессиональной готовности к использованию информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе |
||||
№ |
Вопросы |
Да |
Нет |
Испытываемые затруднения |
1 |
Я знаю положительные и отрицательные аспекты использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании |
|
|
|
2 |
Я чётко осознаю, что средства ИКТ, применяемые в обучении есть лишь инструмент решения проблем, их использование не должно превращаться в самоцель |
|
|
|
3 |
Я не испытываю психологического барьера перед освоением новой компьютерной техники и использованием информационных ресурсов в обучении, не сомневаюсь относительно педагогических возможностей названных средств и технологий |
|
|
|
4 |
Я знаю о дидактических возможностях ИКТ |
|
|
|
5 |
Я чётко осознаю, что использование компьютерных средств обучения расширяет возможности человеческого мышления по решению учебных и профессиональных задач |
|
|
|
6 |
Я знаю, где и как найти требуемые учебные материалы в телекоммуникационных сетях |
|
|
|
7 |
Я имею представление о видовом составе и областях эффективного применения средств ИКТ |
|
|
|
8 |
Я имею представление о видовом составе и областях эффективного применения в сфере образования технологий создания, обработки, представления, хранения и передачи информации |
|
|
|
9 |
Я знаком с общими методами информатизации, адекватными потребностям учебного процесса, контроля и измерения результатов обучения, внеучебной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности учебных заведений |
|
|
|
10 |
Я знаю о требованиях, предъявляемых к средствам информатизации образования, основных принципах и методах оценки их качества |
|
|
|
11 |
У меня получается использовать телекоммуникационные сети в различных аспектах обучения |
|
|
|
12 |
Я знаю, как представить содержание учебных предметов посредством мультимедиа-технологий |
|
|
|
13 |
Я умею применять мультимедийные средства обучения |
|
|
|
14 |
У меня в достаточной степени сформирован язык информатизации образования (с параллельной фиксацией и систематизацией терминологии) |
|
|
|
15 |
Я могу объяснить учащимся роль и место информационных технологий в современной мире |
|
|
|
16 |
Я могу организовать и провести интегрированный урок на современном уровне (с использованием ИКТ) |
|
|
|
17 |
Ученики обращаются ко мне с вопросами как к специалисту в области информатики и ИКТ |
|
|
|
18 |
За урок ученики успевают овладеть максимально возможным количеством умений работы с ИКТ |
|
|
|
19 |
Я не устаю напоминать о выполнении каких-то (стандартных) действий по несколько раз |
|
|
|
20 |
Учащиеся с удовольствием участвуют в проектной деятельности |
|
|
|
ВЫВОД |
Я отношу себя к категории преподавателей-пользователей готовых средств ИКТ: я освоил элементарные навыки работы с компьютером, получил первое представление о наиболее распространенных пакетах программ универсального назначения, научился работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, освоил работу с известными для его предметной области готовыми компьютерными учебными программами, средствами телекоммуникационного взаимодействия с коллегами и учащимися, средствами доступа к мировым источникам информации |
|
|
|
Я отношу себя к категории преподавателей-разработчиков компьютерных средств педагогического назначения: я знаю психолого-педагогические основы информационных образовательных технологий; обладаю структурно-системным целостным представлением о материале школьной учебной дисциплины, специализированными средствами и технологиями конструирования содержания средств обучения по выявленным структурам содержания соответствующих образовательных областей. |
|
|
|
Отчёт о педагогической практике обязательно включает «Электронные приложения»:
- база данных «Методическое обеспечение учебного процесса»,
- копии оригиналов результатов проектной деятельности учащихся,
- обучающий компьютерный тест,
- учебный фильм,
- презентация «Моя педагогическая практика».
В помощь учителям-практикантам коллективом кафедры математики и методики её преподавания СГУ имени Н.Г. Чернышевского подготовлено к изданию учебное пособие «Педагогическое образование», получившее гриф «Рекомендовано УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050201 – математика» (20 декабря 2010 г., № 156/10).
Тип выступления | Стендовый доклад и публикация |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | подготовка учителя информатики, педагогическая практика |
|