Проектирование учебных курсов в среде MOODLE с измерением самооценки результатов обучения
Введение
Исследованию самооценки, как образовательного феномена посвящены работы: А.В. Захаровой, Б.Г. Ананьевой, У. Джемса, Р. Бернса, И.С. Кона, В.В. Овсянниковой и другие. В основе этих работ лежат исследования личностной самооценки. В контексте темы данной работы следует говорить о конкретно-ситуативной самооценке.
Конкретно-ситуативная самооценка - оценка человеком своих личных качеств и действий в конкретной ситуации. В разных конкретных ситуациях у человека могут быть разные конкретно-ситуативные самооценки. Уровень, относительно которого определяется «адекватность» самооценки, определяется либо на уровне здравого смысла, либо по выработанным критериям [1].
Механизмы формирования адекватной самооценки в профессиональном обучении освещены недостаточно, в особенности в электронных и дистанционных формах обучения. Вследствие этого основным вопросом в настоящей работе являлся вопрос проектирования эффективных учебных курсов в среде дистанционного обучения MOODLE. Объектом исследования явилась учебная работа студентов Высшего колледжа информатики Новосибирского государственного университета по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирование».
Педагогические условия проведения самооценки
Самооценка относится к центральным образованиям личности. Однако, она не является качеством гипотетически присущим личности. Одним из условий формирования самооценки является осуществление личностью деятельности. Следует подчеркнуть, что самооценка в обыденном понимании, т.е. самооценка, даваемая самим субъектом, всегда субъективна, хотя и может быть адекватной конкретной ситуации. Согласно выводам [2] "представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном мнении, являются ли они истинными или ложными". Не вызывает сомнений утверждение о важности формирования адекватной самооценки в процессе обучения. В качестве исходных предполагаем реализацию следующих педагогических (образовательных) условий:
- процесс обучения осуществляется в рамках деятельностного и личностно-ориентированного подхода;
- формирование адекватной самооценки является результатом относительно длительного процесса и опирается на целенаправленно формируемые умения самоанализа, самоконтроля, самокоррекции;
- успешное формирование у учащихся умений осуществлять самоконтроль в учебной деятельности сопровождается методической системой, включающей поэтапное формирование элементов самоконтроля, использованием совокупности заданий, направленных на формирование умения контролировать и оценивать свои достижения при усвоении учебного материала [3].
Предлагается также в процессе формирования правильной самооценки у студентов посредством самоконтроля ввести следующие дополнительные условия:
- приравнивание оценки за самоконтроль к оценке успеваемости;
- оценка за самоконтроль выставляется без принуждения;
- непрерывность и системность самоконтроля при изучении каждой темы учебного курса;
- предоставление результатов автоматической и автоматизированной (объективных) оценок учебной деятельности до выполнения самоконтроля студентом;
- индивидуальное информирование студента в случаях расхождения самооценки с объективными оценками.
Эксперимент измерения самооценки познавательной деятельности
В Высшем колледже информатике Новосибирского государственного университета при обучении студентов дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования» самостоятельная работа студентов поддерживается средой дистанционного обучения MOODLE [4].
Процедура самоконтроля студентом осуществляется в процессе изучения каждой темы. Оценка выставляется добровольно по завершению и приравнивается к оценке за успеваемость. Готовность к самоконтролю к началу изучения курса составляла 40% студентов. К завершению изучения курса готовность студентов к самоконтролю достигла 77%. Динамика численности участников самоконтроля при изучении курса основ алгоритмизации и программирования отображена на рис. 1.
При изучении дисциплины электронный курс построен таким образом, что студенту предписывается выполнение следующих работ:
- расчетно-графическая работа, проверяемая автоматизировано преподавателем по установленным критериям оценки, с целью исключения субъективной оценки студента;
- выполнение заданий в рабочей тетради, которая в дальнейшем проверяется автоматически в системе MOODLE;
- тест с комбинированной автоматической и автоматизированной проверкой.
Для формирования адекватной оценки учебной деятельности студента возможно так же применять работы с автоматической проверкой решения алгоритмических задач [5].
Результаты проверки этих работ считаются адекватной оценкой учебной деятельности студента и сообщаются им до выполнения процедуры самоконтроля. Самоконтроль можно организовать используя систему опросов MOODLE.
Рисунок 1.
Результаты - оценки учебной деятельности выполненные по различным методикам при изучении одной из тем курса по ограниченной выборке студентов представлены в табл. 1. Приведены также оценки за самоконтроль и знаки разности в сравнении с округленными средними оценками за работы. Посредством обмена личных сообщений в системе MOODLE, студент получает сообщение от преподавателя в случае ненулевого знака разности оценок.
Таблица 1.
Студент |
Автомати-зированный контроль |
Автома- тический контроль |
Комбини- рованный контроль |
Округлен- ное значение средней оценки |
Само-контроль |
Знак разности оценок |
БД |
4 |
3,57 |
4,74 |
4 |
4 |
0 |
БВ |
5 |
3,21 |
4,41 |
4 |
3 |
- |
БА |
3 |
3,57 |
4,85 |
4 |
4 |
0 |
ВА |
2 |
4,29 |
2,17 |
3 |
4 |
+ |
ВН |
4 |
3,57 |
4,01 |
4 |
4 |
0 |
ЗД |
3 |
3,93 |
3,09 |
3 |
4 |
+ |
ЗМ |
5 |
5 |
3,35 |
4 |
4 |
0 |
ЗВ |
2 |
1,43 |
2,46 |
2 |
3 |
+ |
КЯ |
5 |
3,57 |
3,64 |
4 |
4 |
0 |
КД |
4 |
4,29 |
4,12 |
4 |
5 |
+ |
КИ |
5 |
5 |
3,93 |
5 |
4 |
- |
КН |
4 |
3,21 |
3,2 |
3 |
3 |
0 |
КС |
5 |
4,45 |
4,85 |
5 |
5 |
0 |
КР |
4 |
5 |
4,08 |
4 |
3 |
- |
КА |
4 |
4,17 |
4,41 |
4 |
4 |
0 |
ЛИ |
4 |
5 |
4,12 |
4 |
4 |
0 |
ЛВ |
4 |
5 |
4,56 |
5 |
5 |
0 |
ЛА |
4 |
3,21 |
3,79 |
4 |
4 |
0 |
ЛМ |
5 |
4,3 |
4,55 |
5 |
4 |
- |
ММ |
5 |
3,93 |
4,82 |
5 |
4 |
- |
МА |
4 |
4,64 |
4,78 |
4 |
4 |
0 |
МП |
2 |
3,93 |
1,69 |
3 |
4 |
+ |
МР |
2 |
3,57 |
4,01 |
3 |
3 |
0 |
ПС |
4 |
3,21 |
3,75 |
4 |
4 |
0 |
ПА |
4 |
3,57 |
4,56 |
4 |
5 |
+ |
ПМ |
5 |
3,93 |
4,26 |
4 |
5 |
+ |
СА |
4 |
5 |
3,53 |
4 |
4 |
0 |
СВ |
4 |
2 |
2,61 |
3 |
3 |
0 |
УВ |
3 |
2,86 |
4,12 |
3 |
3 |
0 |
ФФ |
4 |
3,21 |
3,6 |
4 |
4 |
0 |
ЦН |
3 |
4,29 |
4,04 |
4 |
4 |
0 |
ЧВ |
2 |
3,33 |
2,3 |
3 |
3 |
0 |
ЧЯ |
4 |
5 |
4,6 |
5 |
5 |
0 |
ЮТ |
3 |
4,64 |
3,35 |
4 |
4 |
0 |
Проверка гипотезы адекватной самооценки
Имея результаты самоконтроля, полученные при выполнении условий описанных выше, проверим гипотезу Н0: самооценка результатов обучения студентов завышена – при альтернативе Н1: самооценка результатов обучения учащихся адекватна.
В соответствии с содержанием гипотез применим односторонний знаковый критерий [6]. Подсчитаем значение критерия T , равное числу нулевых разностных оценок. Согласно данным табл. 1,T=22 , из 34 пар в 5 случаях имеем отрицательную разность, следовательно, остается 29 пар, n=34-5=29 .
Для определения критических значений критерия n-ta используем таблицу критических значений критерия знаков. Для уровня значимости a=0,05 при n=29 значение n-ta=21 . Следовательно, выполняется неравенство T>n-ta (22>21). Поэтому в соответствии с правилом принятия решения [6] нулевая гипотеза отклоняется на уровне значимости a=0,05 и принимается альтернативная гипотеза, что позволяет сделать вывод об адекватности самооценки результатов обучения студентами.
Заключение
Таким образом, предлагаемые педагогические условия и способы их реализации в среде MOODLE позволяют формировать адекватную самооценку учебной деятельности у студентов. Вследствие этого, студенты выбирают учебные задачи соответствующие их уровню обучения и результатам познавательной деятельности.
- Захарова А.В. Психология формирования самооценки. – Минск, 1993. – 100 с.
- Кон И. Категория "Я" в психологии // Психологический журнал. – Т.2. – 1981. – №3.
- Рылова В. В. Самоконтроль как средство формирования адекватной самооценки учебной деятельности старшеклассников : Дис. канд. пед. наук : 13.00.01 – РГБ ОД, 61:01-13/2022-8 : Киров, 2001 – 148 c.
- Электронные учебные курсы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.ci.nsu.ru (дата обращения : 29.03.2011)
- Минак А.Г., Валишев А.И. Разработка инструментального средства автоматической проверки учебных заданий по программированию в системе MOODLE // Материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные процессы в высшей школе» – Краснодар: КубГТУ, 2010. – C.204-207.
- Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. – М. : Педагогика, 1977. – 137 с.
Тип выступления | Стендовый доклад и публикация |
Уровень образования |
Среднее профессиональное Высшее профессиональное |
Ключевые слова | проектирование учебных курсов, самооценка, MOODLE, педагогические условия, измерение самооценки, проверка гипотезы адекватной самооценки |
|