Проектирование учебных курсов в среде MOODLE с измерением самооценки результатов обучения

Авторы: Минак Андрей Геннадьевич 1, Почетная грамота департамента образования Новосибирской области
Валишев Абрик Ибрагимович 2, доцент, к.ф.-м.н.
1 Высший колледж информатики Новосибирского государственного университета, 2 Новосибирский государственный университет - структурное подразделение Высший колледж информатики (ВКИ НГУ)
В работе приводятся результаты изучения критериев самооценки учебной деятельности как с позиции обучающегося, так и с точки зрения тьютора. Приведен пример исследования самооценки познавательной деятельности студентов посредством системы дистанционного обучения MOODLE. Экспериментально доказывается факт адекватной самооценки учебной деятельности студентов при выполнении педагогических условий.

Введение

Исследованию самооценки, как образовательного феномена посвящены работы: А.В. Захаровой, Б.Г. Ананьевой, У. Джемса, Р. Бернса, И.С. Кона, В.В. Овсянниковой и другие. В основе этих работ лежат исследования личностной самооценки. В контексте темы данной работы следует говорить о конкретно-ситуативной самооценке.

Конкретно-ситуативная самооценка - оценка человеком своих личных качеств и действий в конкретной ситуации. В разных конкретных ситуациях у человека могут быть разные конкретно-ситуативные самооценки. Уровень, относительно которого определяется «адекватность» самооценки, определяется либо на уровне здравого смысла, либо по выработанным критериям [1].

Механизмы формирования адекватной самооценки в профессиональном обучении освещены недостаточно, в особенности в электронных и дистанционных формах обучения. Вследствие этого основным вопросом в настоящей работе  являлся вопрос проектирования  эффективных учебных курсов  в среде дистанционного обучения MOODLE. Объектом исследования явилась учебная работа студентов Высшего колледжа информатики Новосибирского государственного университета по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирование».

Педагогические условия проведения самооценки

Самооценка относится к центральным образованиям личности. Однако, она не является качеством гипотетически присущим личности. Одним из условий формирования самооценки является осуществление личностью деятельности. Следует подчеркнуть, что самооценка в обыденном понимании, т.е. самооценка, даваемая самим субъектом, всегда субъективна, хотя и может быть адекватной конкретной ситуации. Согласно выводам [2] "представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном мнении, являются ли они истинными или ложными". Не вызывает сомнений утверждение о важности формирования адекватной самооценки в процессе обучения. В качестве исходных предполагаем реализацию следующих педагогических (образовательных) условий:

  • процесс обучения осуществляется в рамках деятельностного и личностно-ориентированного подхода;
  • формирование адекватной самооценки является результатом относительно длительного процесса и опирается на целенаправленно формируемые умения самоанализа, самоконтроля, самокоррекции;
  • успешное формирование у учащихся умений осуществлять самоконтроль в учебной деятельности сопровождается методической системой, включающей поэтапное формирование элементов самоконтроля, использованием совокупности заданий, направленных на формирование умения контролировать и оценивать свои достижения при усвоении учебного материала [3].

Предлагается также в процессе формирования правильной самооценки у студентов посредством самоконтроля ввести следующие дополнительные условия:

  • приравнивание оценки за самоконтроль к оценке успеваемости;
  • оценка за самоконтроль выставляется без принуждения;
  • непрерывность и системность самоконтроля при изучении каждой темы учебного курса;
  • предоставление результатов автоматической и автоматизированной (объективных) оценок учебной деятельности до выполнения самоконтроля студентом;
  • индивидуальное информирование студента в случаях расхождения самооценки с объективными оценками.

Эксперимент измерения самооценки познавательной деятельности

В Высшем колледже информатике Новосибирского государственного университета при обучении студентов дисциплине «Основы  алгоритмизации и программирования» самостоятельная работа студентов поддерживается средой дистанционного обучения MOODLE [4].

Процедура самоконтроля студентом осуществляется в процессе изучения каждой темы. Оценка выставляется  добровольно по завершению и приравнивается к оценке за успеваемость. Готовность к самоконтролю к  началу изучения курса составляла 40% студентов. К завершению изучения курса готовность студентов к самоконтролю достигла 77%. Динамика численности участников самоконтроля при изучении курса основ алгоритмизации и программирования отображена на рис. 1.

При изучении дисциплины электронный курс построен таким образом, что студенту предписывается выполнение следующих работ:

  • расчетно-графическая работа, проверяемая автоматизировано преподавателем по установленным критериям оценки, с целью исключения субъективной оценки студента;
  • выполнение заданий в рабочей тетради, которая в дальнейшем проверяется автоматически в системе MOODLE;
  • тест с комбинированной автоматической и автоматизированной проверкой.

Для формирования адекватной оценки учебной деятельности студента возможно так же применять работы с автоматической проверкой решения алгоритмических задач [5].

Результаты проверки этих работ считаются адекватной оценкой учебной деятельности студента и сообщаются им до выполнения процедуры самоконтроля. Самоконтроль можно организовать используя систему опросов MOODLE.

Рисунок 1.

 

Результаты - оценки учебной деятельности выполненные по различным методикам при изучении одной из тем курса по ограниченной выборке студентов представлены в табл. 1. Приведены  также оценки за самоконтроль и знаки разности в сравнении с округленными средними оценками за работы. Посредством обмена личных сообщений в системе MOODLE, студент получает сообщение от преподавателя в случае ненулевого знака разности оценок.

Таблица 1.

Студент

Автомати-зированный контроль

Автома-

тический контроль

Комбини-

рованный контроль

Округлен-

ное значение средней оценки

Само-контроль

Знак разности оценок

БД

4

3,57

4,74

4

4

0

БВ

5

3,21

4,41

4

3

-

БА

3

3,57

4,85

4

4

0

ВА

2

4,29

2,17

3

4

+

ВН

4

3,57

4,01

4

4

0

ЗД

3

3,93

3,09

3

4

+

ЗМ

5

5

3,35

4

4

0

ЗВ

2

1,43

2,46

2

3

+

КЯ

5

3,57

3,64

4

4

0

КД

4

4,29

4,12

4

5

+

КИ

5

5

3,93

5

4

-

КН

4

3,21

3,2

3

3

0

КС

5

4,45

4,85

5

5

0

КР

4

5

4,08

4

3

-

КА

4

4,17

4,41

4

4

0

ЛИ

4

5

4,12

4

4

0

ЛВ

4

5

4,56

5

5

0

ЛА

4

3,21

3,79

4

4

0

ЛМ

5

4,3

4,55

5

4

-

ММ

5

3,93

4,82

5

4

-

МА

4

4,64

4,78

4

4

0

МП

2

3,93

1,69

3

4

+

МР

2

3,57

4,01

3

3

0

ПС

4

3,21

3,75

4

4

0

ПА

4

3,57

4,56

4

5

+

ПМ

5

3,93

4,26

4

5

+

СА

4

5

3,53

4

4

0

СВ

4

2

2,61

3

3

0

УВ

3

2,86

4,12

3

3

0

ФФ

4

3,21

3,6

4

4

0

ЦН

3

4,29

4,04

4

4

0

ЧВ

2

3,33

2,3

3

3

0

ЧЯ

4

5

4,6

5

5

0

ЮТ

3

4,64

3,35

4

4

0

Проверка гипотезы адекватной самооценки

Имея результаты самоконтроля, полученные при выполнении условий описанных выше, проверим гипотезу Н0: самооценка результатов обучения студентов завышена – при альтернативе Н1: самооценка результатов обучения учащихся адекватна.

В соответствии с содержанием гипотез  применим односторонний знаковый критерий [6]. Подсчитаем значение критерия T , равное числу нулевых разностных оценок. Согласно данным табл. 1,T=22 , из 34 пар в 5 случаях имеем отрицательную разность, следовательно, остается 29 пар, n=34-5=29 .

Для определения критических значений критерия n-ta  используем таблицу критических значений критерия знаков. Для уровня значимости a=0,05  при n=29  значение n-ta=21 . Следовательно, выполняется неравенство T>n-ta  (22>21). Поэтому в соответствии с правилом принятия решения [6] нулевая гипотеза отклоняется на уровне значимости a=0,05 и принимается альтернативная гипотеза, что позволяет сделать вывод об адекватности самооценки результатов обучения студентами.

Заключение

Таким образом, предлагаемые педагогические условия и способы их реализации в среде MOODLE позволяют формировать адекватную самооценку учебной деятельности у студентов. Вследствие этого, студенты выбирают учебные задачи соответствующие их уровню обучения и результатам познавательной деятельности.

Список использованных источников
  1. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. – Минск, 1993. – 100 с.
  2. Кон И. Категория "Я" в психологии // Психологический журнал. – Т.2. – 1981. – №3.
  3. Рылова В. В. Самоконтроль как средство формирования адекватной самооценки учебной деятельности старшеклассников : Дис. канд. пед. наук : 13.00.01 – РГБ ОД, 61:01-13/2022-8 : Киров, 2001 – 148 c.
  4. Электронные учебные курсы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.ci.nsu.ru (дата обращения : 29.03.2011)
  5. Минак А.Г., Валишев А.И. Разработка инструментального средства автоматической проверки учебных заданий по программированию в системе MOODLE // Материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные процессы в высшей школе» – Краснодар: КубГТУ, 2010. – C.204-207.
  6. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. – М. : Педагогика, 1977. – 137 с.
Тип выступления  Стендовый доклад и публикация
Уровень образования  Среднее профессиональное
Высшее профессиональное
Ключевые слова  проектирование учебных курсов, самооценка, MOODLE, педагогические условия, измерение самооценки, проверка гипотезы адекватной самооценки