Особенности разработки и реализации программ двойных дипломов по направлению Прикладная информатика
Переход сферы образования к системе подготовки бакалавр-магистр (два уровня высшего образования)на основе образовательных стандартов третьего поколенияпривнес ряд измененийв деятельность высших учебных заведений.С одной стороны это дало новые возможности в плане свободы действий в формировании основных образовательных программ, а также международной мобильности при разработке и реализации программ совместных дипломов между учебными заведениями стран Европейского Союза и российскими высшими учебными заведениями (вузами), но и выявило ряд существенных проблемных моментов.
Формирование структуры, содержания и организация осуществления программ двойных дипломов играет важную роль в создании общего международного пространства высшего образования, способствует активному участию субъектов образовательного процесса в совместных образовательных программах (ОП), развитию международного сотрудничества и интеграции высших учебных заведений.
Основные проблемы вузов в современных условиях связаны с процедурой разработки новых основных образовательных программ (ООП) с учетом требований образовательных стандартов третьего поколения, трудоемкой работой над содержанием и организацией процесса обучения, выбором одной из форм совместной реализации международных образовательных программ:
- совместных дипломов, выдаваемых от имени всех университетов-партнеров;
- взаимно признаваемых дипломов, которые выдает каждый партнерский университет,
- национальный диплом с приложением, выданным партнерским университетом.
Организация обучения на основе международных ОП с выдачей взаимно признаваемых дипломов обозначена как программа двойных дипломов, т.е. – это “образовательные программы, основанные на сопоставимости и синхронизации образовательных программ университетов-партнёров, характеризующиеся принятием сторонами общих обязательств по вопросам: определение целей и задач программы, подготовка учебного плана, организация учебного процесса, согласованная система определения качества, уточнение типа присваиваемой квалификации” [2].
В рамках реализации программ двойных дипломов накоплен опыт подготовки параллельного высшего профессионального образования по программе бакалавриата профессионального стандарта «Информатика и информационные технологии» Русенского университета «Ангел Кънчев», г. Русе, Болгария и по направлению «Прикладная информатика» Поволжского государственного университета сервиса г. Тольятти на кафедре «Прикладная информатика в экономике».
При формировании международной образовательной программы были использованы основные положения исследований программ двойных дипломов, изложенные в материалах доклада Карпухиной Е.А. и Мишина А.Б. «Исследование программ двойных дипломов между университетами стран ЕС и России», накопленный опыт в рамках программы Tempus, образовательные стандарты по соответствующему направлению подготовки, содержание основных образовательных программ, разработанных в Поволжском государственном университете сервиса.
Подписанию соглашения предшествовала кропотливая работа, которая началась с совместного проведения конференций, преподаватели кафедры «Прикладная информатика в экономике» принимают активное участие в конференциях, проводимых Русенским университетом «Ангел Кънчев», как заочно, так и очно и в режиме on-line. Сотрудниками кафедры в предлагаемом информационном пакете ECTS были изучены специальности и направления подготовки факультета «Природные науки и образование», в результате выбрана специальность «Информатика и информационные технологии» в качестве смежной специальности направления «Прикладная информатика». Проводился подробный анализ программ обучения двух университетов по различным критериям: структура учебного плана, дидактические единицы, количеств часов, зачетных единиц, объему образовательного результата, уровень приобретаемых компетенций. Результатами данной работы стало подписание летом 2010 года договора о сотрудничестве с Русенским университетом «Ангел Кънчев» (Болгария, г. Русе) по подготовке бакалавров и магистров в рамках программ двойных дипломов в области прикладной информатики; разработана программа обучения, сбалансированная по основным критериям, учебный план, определен порядок зачисления, форма обучения (обучение студентов проводится в университете ПВГУС по учебным материалам Русенского университета с использованием Web-семинаров, а также в Болгарии), скомплектованы группы студентов для обучения.
Учебный процесс по ПДД выстраивается на основе принципов интегрируемости, системности, сбалансированности по основным критериям программы, а также компетентностного подхода с учетом отечественных и международных профессиональных стандартов.
В настоящее время на кафедре продолжается работа по усовершенствованию содержания и структуры программы. Профессорско-преподавательский состав кафедры участвует в методических семинарах по программе Tempus в городе Москве, Европейское представительство Tempus, web-конференциях с Русенским университетом «Ангел Кънчев», Болгария, проводятся открытые занятия (лекции, индивидуальные консультации) с доцентами кафедры информационных технологий Русенского университета.
Актуальным является вопрос формирования единого информационно-образовательного пространства двух университетов, как программно-аппаратной среды, на основе телекоммуникационных технологий, обеспечивающей едиными технологическими средствами и методическим обеспечением, информационную поддержку и организацию учебного процесса реализации программ двойных дипломов в рамках международной мобильности, научные исследования. Информационно-образовательная среда кафедры в системе университета реализована на основе следующих программно-аппаратных средств: системы электронного документооборота OPTIMA-WorkFlow, локальной и глобальной сети, реализующие корпоративные функции, распределенных баз данных, системы дистанционного обучения и электронного тестирования и т.д.
- 1. Как превратить знания в стоимость: Решения от IBM Institute for Business Value/Сост. Э. Лессер, Л.Прусак.[Текст]. – М.: Альпина Бизнес Букс. – 2006.
Тип выступления | Публикация |
Уровень образования | Среднее профессиональное |
|