Формирование информационных компетенций у экономистов
В федеральном государственном стандарте Высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика сформулированы две компетенции, напрямую связанные с информационными технологиями:
- Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информации, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
- Способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы.
Опыт авторов по преподаванию информационных технологий на экономическом факультете СПбГУ, на программах второго высшего образования СПбГУ, программах профессиональной переподготовки, МВА, президентских программах позволяет сделать следующие выводы:
Формирование компетенции выбора инструментальных средств для обработки экономических данных – очень сложная методологическая задача. Ее решение требует выполнения, по крайней мере, двух необходимых условий:
- наличия определенного набора программных продуктов, востребованных в бизнесе.
- наличия времени в учебном плане для демонстрации этих средств, достаточного для формирования у студентов понимания основных критериев выбора инструментальных средств.
При выполнении, этих двух условий возможна реализация задачи по формированию компетенций, связанных с информационными технологиями.
На наш взгляд, примерный список программных продуктов, необходимых экономистам для успешной профессиональной работы включает:
Программный продукт |
Цель изучения |
Электронные таблицы |
Получение навыков
|
Статистические пакеты |
Получение навыков
|
СУБД |
Получение навыков
|
Системы управления проектами |
Получение навыков
|
Профессиональные программы (бухгалтерские, анализа инвестиционных проектов и т.д.) |
Получение навыков решения профессиональных задач в инструментальных средах. |
Методика обучения должна предполагать использование общих для продуктов каждого класса технологий и обсуждения их общей логики, с исключением специфичных для конкретного продукта интерфейсных тонкостей.
Такой подход позволит выпускникам в будущем легко переходить с использования одного продукта на другой.
Важным моментом является понимание комплекса экономических задач, решение которого поддерживает тот или иной продукт. Здесь необходим акцент на первичность задачи, а не технологии. Изучение всех инструментальных сред должно проходить через решение типовых экономических задач с постоянным обсуждением мотивов выбора программ такого класса и сравнением возможностей различных пакетов.
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 080100 ЭКОНОМИКА (КВАЛИФИКАЦИЯ Бакалавр)
Тип выступления | Устное выступление и публикация |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | информационные компетенции, бакалавр экономики, ит-образование для экономистов |
Можно сделать это стендовым докладом с публикацией