ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИСТОВ

Автор: Зонова Надежда Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент
ФГБОУ ВПО Вятская государственная сельскохозяйственная академия
В статье обобщается опыт использования информационных технологий при переходе на двухуровневую подготовку бакалавров направлений "Экономика" и "Менеджмент"

 

Опережающее развитие информационных технологий (ИТ) очень важно для экономического роста России, поскольку это один из наиболее перспективных инструментов повышения эффективности российских предприятий и страны в целом. Не случайно развитие компьютерных технологий включено руководством страны в число пяти приоритетных направлений модернизации экономики.

Основным «ресурсом» развития ИТ являются кадры, готовые решать проблемы информатизации и способные работать в условиях инновационной  экономики. Это предъявляет новые требования к системе экономического образования. Ввод новых образовательных стандартов третьего поколения подготовки бакалавров «Экономики» и «Менеджмента» на экономическом факультете Вятской ГСХА потребовал кардинальной перестройки учебного процесса и дисциплин кафедры «ИТ и систем в экономике».

В соответствии с новыми учебными планами подготовки бакалавров Экономики и Менеджмента на кафедре «ИТ и систем в экономике» преподаются дисциплины «Экономическая информатика», «Информационные системы в экономике», «АРМ экономиста», «Компьютерные бухгалтерские программы», «Информационный менеджмент» и др.

В основу разработки учебных программ и наполнения их содержанием общих и профессиональных компетенций были положены следующие требования к современному специалисту:

  • Наличие общих и профессиональных компетенций соответствующих направлению и профилю специалиста в рамках профессиональной деятельности;
  • Наличие практических навыков работы по данной профессии;
  • Наличие навыков сбора, обработки и анализа информации, необходимой для решения профессиональных задач;
  • Формирование потребности повышать квалификацию, умение перестраиваться и адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности.

В этой связи возникла потребность анализа профессиональных и общекультурных компетенций, необходимых для успешной работы выпускников на практике.

Понятие «компетенция» мы рассматриваем как группу взаимосвязанных знаний, умений и навыков, обеспечивающих выполнение конкретной профессиональной задачи. Профессиональная компетентность- это интегральная характеристика личности специалиста, представляемая комплексом компетенций в профессиональной деятельности. Учитывая современные требования к специалисту в сфере экономики, представляется возможным выделить следующие уровни профессиональных компетенций, основанных на использовании ИТ: начальный, базовый, профессиональный. 

Начальный уровень.

Позволяет использовать средства офисной работы: подготовка текстов, расчеты в электронных таблицах, подготовка презентаций, способность осуществлять информационный обмен. Формируется с помощью дисциплин «Экономическая информатика», «Компьютерные сети». Практические навыки закрепляются с помощью учебной практики по дисциплине «Экономическая информатика».

Базовый уровень.

Позволяет получить представление о принципах создания и функционирования информационных систем экономических объектов, технологиях проектирования и работы с базами данных, методах анализа данных, оценки эффективности функционирования информационных технологий в экономических информационных системах. Содержание компетенций данного уровня раскрывается с помощью дисциплины «Информационные системы в экономике». Закрепление практических навыков и приобретенных компетенций реализуется путем выполнения курсовой работы по данной дисциплине. Материал для написания курсовой работы студенты собирают во время летней производственной практики в организациях и предприятиях города Кирова и области.

Профессиональный уровень.

Позволяет использовать информационные технологии в конкретной предметной области для управления полученными профессиональными знаниями на специальных дисциплинах: «Экономика предприятия», Бухгалтерский учет», «Менеджмент» и др. Профессиональный уровень компетенций реализуется с помощью дисциплин: АРМ специалиста (экономиста, бухгалтера, менеджера), «Компьютерные бухгалтерские программы», «Компьютерные технологии в анализе и аудите», «Информационный менеджмент», «Электронный документооборот» и др. Перечисленные дисциплины читаются на старших курсах после изучения дисциплин профессионального цикла и специализации по профилю подготовки. Задача данного уровня интегрировать приобретенные на предыдущих уровнях знания и умения и применить их в процессе освоения наиболее распространенных и конкурентоспособных профессиональных программных продуктов в конкретных профессиональных областях. Чтобы решить такую задачу на кафедре «Информационных технологий и систем в экономике» приобретены и используются в учебном процессе следующие профессиональные программные продукты:»1С:Предприятие 8»( с тремя конфигурациями), «1С: Управление производственным предприятием 8», «Галактика Экспресс»,Система управления электронным документооборотом «Directum», «CRM-Монитор», Справочно-правовые системы «Консультант Плюс», «Гарант» банковская информационная система «БИСКВИТ» и др.

Так например студенты, обучающиеся по профилю «Аграрная экономика» и направлению «Менеджмент» знакомятся с прикладным решением «1С: Управление производственным предприятием 8», системой управления электронным документооборотом Directumи корпоративной системой «Галактика Экспресс». Профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» изучает технологию работы в «1С:Бухгалтерия 8», а студенты профиля «Финансы и кредит» получат в ближайшее время возможность познакомиться с банковской информационной системой «БИСКВИТ».

Для сопровождения программных продуктов и их обновления заключены договора с шестью  ИТ- компаниями производителями и их партнерами, в частности компанией ООО «Софтехно»,  ООО «Direcum», корпорацией «Галактика» и др. Наличие 8 компьютерных классов и компьютерной сети позволяет использовать профессиональные программы для всех специальностей и направлений бакалавриата. Чтобы обеспечить высокое качество преподавания ведущие преподаватели кафедры «ИТ и систем в экономики» прошли обучение в учебных центрах фирм производителей и получили сертификаты подтверждающие профессиональное владение программными продуктами.

Для повышения уровня конкурентоспособности в области владения информационными технологиями в профессиональной деятельности студентам предоставляется возможность пройти тестирование на знание программных продуктов и получить сертификаты от производителей. Ежегодно более 80% студентов принимают участие в сертификации на знание  бухгалтерской программы «1С:Бухгалтерия 8», справочно-правовых систем «Консультант Плюс», «Гарант». Это возможно благодаря наличию на кафедре сертифицированных преподавателей.

Обогащает практический опыт студентов и преподавателей сотрудничество с ИТ компаниями, работающими в нашем регионе. В частности корпорацией «ОРКОМ», «МастерСофт», ООО «Вятские информационные технологии», ООО «КонсультантПлюс». С представителями этих компаний организуются встречи, проводятся презентации новинок, акции, например, «1С-Карьера», олимпиады на знание СПС «Консультант Плюс», «1С:Бухгалтерия 8 пользовательский режим».

Завершающим этапом подготовки специалистов и стартом для трудовой деятельности является дипломное проектирование, в ходе которого выпускники демонстрируют полученные профессиональные компетенции и в частности в области информационных технологий. Это достигается путем закрепления  тематики дипломных работ по профилю кафедры и руководства дипломными работами.

Признанием результатов работы кафедры может служить трудоустройство и прохождение конкурсного отбора наших выпускников в региональные и московские ИТ- компании.

Тип выступления  Публикация
Уровень образования  Высшее профессиональное