ИНТЕРАКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ВУЗОВСКОМ ПРЕПОДАВАНИИ

Автор: Бочарова Татьяна Ивановна, кандидат педагогических наук, профессор
Липецкий государственный технический университет

 

В последнее время необходимость повышения качества коммуникативной подготовки выпускников вузов в сфере официального профессионально ориентированного общения стоит достаточно остро. Преподавание учебных дисциплин в последнее десятилетие переживает технологический бум. Внедрение в методику преподавания компьютерных технологий (причем не только на технических специальностях) позволило качественно преобразовать учебно-воспитательный процесс. И это касается не только вузовского обучения, но и образовательного процесса в целом. Телекоммуникационные технологии открыли совершенно новые воз­можности для всех видов пользователей (учащихся и преподавателей). Как отмечают ученые, работа в компьютерных сетях актуализирует потребность обучающихся быть членом социальной общности, отмечаются улучшение грамотности и развитие речи учащихся. Через телекоммуникационное общение повышается их интерес к учебе и, как следствие, растет успеваемость.

Наличие средств телекоммуникаций делает возможным доступ к ин­формации в обширных базах данных, удаленных от пользователя. Хорошим приме­ром удаленных баз данных является информация, размешенная на серве­рах сети Интернет. Информационные технологии Интернета открывают перед учеными, преподавателями и обучающимися возможности доступа к нетрадиционным источникам информации в любой точке мира (1, с. 209).

Необходимым условием, повышающим результативность процесса обучения, безусловно, являются компьютерные классы с доступом в Интернет, оборудованные проекционной техникой (мультимедийные проекторы, проекционные экраны, видеопроекторы и пр.).

Преподаватель по ходу обучения может давать дополнительные ссылки на материалы, расположенные на различных серверах Интер­нета в данный период времени (такие отсылки невозможно заранее предусмотреть в материалах курса). Учебный материал курса на базе Интернета разрабатывается с учетом гипертекстовых технологий, мультимедийных средств. (1, с.131-132).

Интернет в процессе обучения выполняет роль мощного средством передачи знаний, информации, данных. Наличие доступа в Интернет в компьютерной аудитории при обучении гуманитарным дисциплинам позволяет студентам и преподавателю получить быстрый доступ к библиоресурсам, электронным словарям, справочникам, версиям газет и журналов, к чатам, форумам, блогам, социальным сетям. Таким образом, групповая разновидность общения быстро преобразуется в медийно-массовую, благодаря чему коммуникативное поле дискурса расширяется, информационный поток приобретает безграничные разновидности и масштабы. Интерактивная форма учебного взаимодействия при этом отвечает не только информационной функции общения, но и формирует устойчивый интерес к предмету. Активное подключение на занятиях студентов к использованию сетевых средств помогает систематизировать взаимодействие индивида и Интернета вообще, устремить его интеллектуальные и коммуникативные  возможности на те сайты,  которые упростят процесс подготовки по предмету. 

Список использованных источников
  1. Потапова Р.К. Новые информационные технологии и лингвистика: Учебное пособие. М.: КомКнига, 2005. 368с.
Тип выступления  Публикация
Уровень образования  Высшее профессиональное