РЕСУРСЫ И ИСТОЧНИКИ СТУДЕНЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ
Студенческая среда является одним из важных ресурсов и источников инноваций. Можно отметить следующие ее важные характеристики:
- готовность активно воспринимать новые знания, заинтересованность в инновационной деятельности, наличие временных ресурсов;
- позитивное восприятие нового, потребность в новом;
- активное потребление информационных технологий, информационных продуктов и услуг;
- высокий интерес к работе в реальном бизнесе, внедрению своих разработок на практике.
Пик интереса к инновационной и самостоятельной преподавательской деятельности приходится на 2-3 курсы. Наибольшее число студентов в этот период принимает участие в конкурсах, проектах бизнес-инкубаторов, создании стартапов. К 4 курсу бакалавриата большинство предпочитает работу в компании, интерес к инновациям, самостоятельной предпринимательской деятельности остается, но предпочтение отдается стабильной работе. Сами стартапы становятся в это время более зрелыми. Студенты магистратуры, кроме тех, кто поступает на специальные программы, связанные с инновационным предпринимательством и бизнесом, больше заинтересованы в работе в компаниях. Аспиранты ориентированы, в первую очередь, на научную работу. Тем не менее в сфере ИТ достаточно часто встречается сочетание обучения в аспирантуре и ведения самостоятельного бизнеса, созданного в студенческий период.
Поддержка студенческих инноваций осуществляется из различных источников, обеспечивающих не только финансовые, но и другие ресурсы инновационной деятельности: кадровые, производственные. Традиционными формами являются конкурсы, гранты государственных и частных фондов, программы бизнес-инкубаторов. Интерес представляют специальные образовательные программы, в рамках которых предполагается создание старапов. Относительно новой формой обеспечения инновационной деятельности являются создаваемые центры прототипирования.
Можно выделить следующие проблемы студенческих разработок:
- как правило, не имеют серьезных финансовых и производственных ресурсов
- нет возможности формировать команды, привлекая квалифицированные кадры
- в большинстве случаев студенты технических направлений подготовки не имеют четких представлений о реальных потребностях отрасли и конкретного предприятия, рынках, потребительских запросах
Последняя проблема в значительной мере компенсируется в междисциплинарных образовательных программах, таких как программы направления 080500 «Бизнес-информатика», формирующих как технические, так и экономико-управленческие компетенции.
Хорошей альтернативой стартапам являются внутрифирменные инновации. Их реализация в рамках образовательного процесса предусматривает раннее вовлечение студентов в реальную проблематику предприятий. Это предполагает создание базовых кафедр предприятий в вузах, ранний отбор студентов по результатам инновационной активности, формирование совместных с предприятиями образовательных программ на уровне магистратуры, ориентированных на внутрифирменное предпринимательство.
Тип выступления | Устное выступление и публикация |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | ИННОВАЦИИ. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ |
|