РЕСУРСЫ И ИСТОЧНИКИ СТУДЕНЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ

Автор: Мальцева Светлана Валентиновна, доктор технических наук, профессор
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
В докладе анализируются особенности студенческой среды как одного из важных ресурсов и источников инноваций. Рассмотрены методы поддержки студенческих инноваций. Особое внимание уделено взаимодействию вузов и базовых кафедр предприятий в целях развития инновационной активности студентов.

Студенческая среда является одним из важных ресурсов и источников  инноваций. Можно отметить следующие ее важные характеристики:

  • готовность активно воспринимать новые знания, заинтересованность в инновационной деятельности, наличие  временных ресурсов;
  • позитивное восприятие нового, потребность в новом;
  • активное потребление информационных технологий,  информационных продуктов и услуг;
  • высокий интерес к работе в реальном бизнесе, внедрению своих разработок на практике.

Пик интереса к инновационной и самостоятельной преподавательской деятельности приходится на 2-3 курсы. Наибольшее число студентов в этот период принимает участие в конкурсах, проектах бизнес-инкубаторов, создании стартапов. К 4 курсу бакалавриата большинство предпочитает  работу в компании,  интерес к инновациям, самостоятельной предпринимательской деятельности остается, но предпочтение отдается стабильной работе. Сами стартапы становятся в это время более зрелыми.  Студенты магистратуры, кроме тех, кто поступает на специальные программы, связанные с инновационным  предпринимательством и бизнесом, больше заинтересованы в работе в компаниях.  Аспиранты ориентированы, в первую очередь, на научную работу.  Тем не менее в сфере ИТ достаточно часто встречается сочетание обучения в аспирантуре и ведения самостоятельного бизнеса, созданного в студенческий период. 

Поддержка студенческих инноваций осуществляется из различных источников, обеспечивающих не только финансовые, но и другие ресурсы инновационной деятельности: кадровые, производственные. Традиционными формами являются конкурсы, гранты государственных и частных фондов, программы бизнес-инкубаторов. Интерес представляют специальные образовательные программы, в рамках которых предполагается создание старапов. Относительно новой формой обеспечения инновационной деятельности являются создаваемые центры прототипирования.

Можно выделить следующие проблемы студенческих разработок:

  • как правило, не имеют серьезных финансовых и производственных ресурсов
  • нет возможности формировать команды, привлекая квалифицированные кадры
  • в большинстве случаев студенты технических направлений подготовки не имеют четких представлений о реальных потребностях отрасли и конкретного предприятия, рынках, потребительских запросах

Последняя проблема в значительной мере компенсируется в междисциплинарных образовательных программах, таких как программы направления 080500 «Бизнес-информатика», формирующих как технические, так и экономико-управленческие компетенции.   

Хорошей альтернативой стартапам являются внутрифирменные инновации. Их реализация в рамках образовательного процесса предусматривает раннее вовлечение студентов в реальную проблематику предприятий.  Это предполагает создание  базовых кафедр предприятий в вузах,  ранний отбор студентов по результатам инновационной активности, формирование совместных с предприятиями образовательных программ на уровне магистратуры, ориентированных на внутрифирменное предпринимательство. 

 

Тип выступления  Устное выступление и публикация
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  ИННОВАЦИИ. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ