Управление образовательным процессом в распределенной аудитории
Проблема использования в обучении информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) остро стоит перед техническими вузами, работающими с географически распределенной аудиторией. В частности, над такой проблемой активно работал Северо-Западный государственный заочный технический университет (СЗТУ), в котором до недавнего времени функционировали 39 филиалов и представительств (в настоящее время СЗТУ объединен с Санкт-Петербургским государственным горным университетом).
Использование ИКТ для университета - жизненная необходимость, поэтому в СЗТУ была создана информационно-образовательная среда (ИОС), основанная на интеграции педагогических и информационных технологий. ИОС включает базу учебных материалов, средства их разработки, хранения, передачи и доступа и опирается на созданное в СЗТУ дидактическое и научно-техническое обеспечение развития эффективных форм, методов и технологий подготовки специалистов, сочетающих учебную и профессиональную деятельность, с учетом нужд региона.
Для студентов, проживающих в отдаленных поселках, работающих вахтовым методом, плавающих на кораблях организовать проведение практических и лабораторных занятий на базе крупных предприятий весьма проблематично. А приезжать на длительные сессии в Санкт-Петербург и работать в лабораториях университета многие из этой категории студентов не могут. Для этой группы обучающихся резко возрастает роль ИКТ.
В связи с этим разработка ИОС осуществляется по следующим направлениям:
- Создание баз знаний- учебно-методических комплексов (УМК), которые представлены на учебном сайте университета, в электронной библиотеке, а также в печатном варианте и в записи на лазерных дисках;
- Разработка комплекса лабораторных работдля распределенной аудитории. Преподавателями вуза создано около 140 лабораторных работ (виртуальных, использующих авторское и лицензионное программное обеспечение, на основе Интернет-технологий в режиме On-lineс обеспечением доступа к удаленному оборудованию, сочетающих кейс-технологии и Интернет-технологии), позволяющих организовать проведение лабораторных работ в режиме дистанционного обучения.
- Разработка методики проведения всех видов занятий(лекций, практических и лабораторных работ, контрольных мероприятий) для удаленной аудитории в реальном режиме времени с использованием видеокоференций;
- Использование для демонстрации видеоматериалов открытых образовательных порталов. Первым из российских вузов СЗТУ открыл образовательный видеоканал на площадке портала YouTube. В открытом доступе представлены лекции и лабораторные работы по физике, химии, материалы по высшей математике. В университете подготовлено около 140 видеороликов высокого качества. Университет имеет собственное IP-телевидение на базе Corbina TV. В программе передач: лекции по русскому языку, химии, истории Петербурга, художественному литью, культурологии. СЗТУ внес реальный вклад в дело распространения естественнонаучных знаний в Интернете, интегрировав свою информационно-обучающую среду в Интернет-пространство.
- Стандартизация и унификацияформ представления образовательных ресурсов.
- Подготовка и переподготовка педагогических кадровдля обеспечения качественного уровня разработки образовательных ресурсов для ИОС и эффективного проведения занятий с распределенной аудиторией.
Тип выступления | Устное выступление и публикация |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | Информационная образовательная система, модель процесса образования |
Презентация доклада | Загрузить |
|