ПУТИ РАЗВИТИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ

Автор: Мудракова Ольга Александровна, кандидат физико-математических наук, доцент
Российский государственный социальный университет
В статье рассматриваются вопросы, связанные с анализом понятия ИКТ-компетентность учителя информатики, и рассматриваются пути повышения уровня этой компетентности

 

Уровень ИКТ-компетентности учащихся напрямую зависит от деятельности преподавателей информатики. Квалификация учителя влияет на уровень компетентности учеников: чем выше квалификация учителя, тем выше ИКТ-компетентность его учеников. Многие исследователи (А.А. Елизаров, С.А. Жданов, О.Ю. Заславская,С.Д. Каракозов, Л.В. Махрова, В.Л. Матросов, Е.В. Огородников, Е.С. Полат,А.В. Хуторской и др.) отмечают, что успех информатизации образования на уровне образовательных учреждений во многом сегодня определяется уровнем квалификации и активностью учителей информатики [1].

Имеющиеся целевые исследования показывают, что компетентность специалиста становится необходимым условием успешности профессиональной деятельности, показателем его потенциальных возможностей. Проблема формирования и развития профессиональной компетентности большинством авторов рассматривается преимущественно в период профессионального обучения в учебных заведениях (С.А. Жданов, В.Л. Матросов, С.Д. Каракозов, О.А. Козлов, И.В. Роберт и др.). В то же время проблема развития профессиональной компетентности учителей информатики в системе повышения квалификации остается недостаточно полно разработанной.

Анализ состояния проблемы развития ИКТ-компетентности учителей информатики в теории и практике дополнительного профессионального образования позволил выявить наличие ряда противоречий между: социальным заказом общества на расширение возможностей использования в образовании ИКТ и недостаточной разработанностью проблемы развития ИКТ-компетентности учителей информатики  (как фактора развития информатизации образования) в теории и практике дополнительного профессионального образования; разным уровнем ИКТ-компетентности учителей информатики и сохранением единых для всех преимущественно репродуктивных методик обучения в системе повышения квалификации.

Под «ИКТ-компетентностью учителя информатики» в данной работе  понимаем готовность учителя информатики к решению задач, направленных на преобразование своей профессионально-педагогической деятельности в условиях быстрого обновления информационно-телекоммуникационных технологий с целью обеспечения развития обучаемых. Из рассмотренных классификаций (Ротобыльский К.А.[2],Короповская В.П.[3]) и на основе анализа различных научных исследований  вытекает, что для повышения уровня ИКТ-компетентности учителя информатики в условиях курсов повышения квалификации необходимо: непрерывное методическое сопровождение (семинары, тренинги, мастер-классы и др); создание технически-насыщенной предметной среды обучения; вовлечение в работу сетевых сообществ, участие в сетевых проектах, конкурсах; разработка системы критериев оценки уровней сформированности  ИКТ-компетентности педагогов, в том числе и учителей информатики.

Список использованных источников
  1. 1. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.– М.: «Академия». – 2008.
  2. 3. Ротобыльский К.А. Развитие информационно-технологической компетентности учителя информатики в системе повышения квалификации. Автореферат дис. канд. педагогических наук 13.00.08. – 2009
  3. 4. Короповская В.П. Непрерывное формирование ИКТ-компетентности педагога в условиях информационного образовательного пространства школы. Дис….к-та пед.наук. Н. Новгород, 2010
Тип выступления  Устное выступление и публикация
Уровень образования  Послевузовское профессиональное
Ключевые слова  ИКТ-компетентность, дополнительное профессиональное образование.