Преподавание курса «Основы предпринимательской деятельности» с использованием ИКТ
«Концепцией информатизации образовательного процесса» предполагается, что курс с информационно-коммуникационной поддержкой (курс с ИКП) – курс по предмету, реализуемый в образовательном учреждении и классе учащихся, при освоении которого учащиеся и педагог применяют педагогическую технологию, в возможно полной степени использующую массово применяемые в образовании средства ИКТ, инструменты и источники информации, достигая при этом ожидаемых при таком применении результатов в освоении предметного, общеинтеллектуального и ИКТ содержания. Включения в содержание курса теоретических подходов к организации, содержанию и методам обучения основам предпринимательской деятельности, основам финансовой грамотности, а также занятий по формированию опыта их применения, в том числе с широким использованием ИТ, помогают достичь цели - мотивировать учащихся на получение знаний с помощью возможностей компьютерных технологий. Основная цель остается прежней – воспитание творческого, инициативного и ответственного молодого человека на основе понимания сущности предпринимательства и участия в реальной деятельности.
Курс «Основы предпринимательской деятельности» рассчитан на учащихся, имеющих общую подготовку по информатике и владеющих компьютером на уровне пользователя, и предназначен для использования в общеобразовательной средней школе как в основном, так и дополнительном образовании. Базовым учебным пособием для изучения курса является одноименный учебник Симоненко В.Д. Логика и структура изложения курса позволяют формировать у обучаемых научный подход к рассматриваемым экономическим проблемам. В то же время при преподавании курса следует акцентировать внимание на практическом значении изучаемых научных понятий. Преподавание курса основано на широком использованииинтерактивных моделей образовательных комплексов (далее – ОК) - учебных пособий«Экономика и право», «Экономика. Практикум», «Экономика 9-11 классы» и компьютерных деловых игр (далее – ДИ) серии "БИЗНЕС-КУРС". Игры моделирует работу конкурирующих компаний, производящих и продающих одинаковую продукцию. В процессе игры учащиеся имеют великолепную возможность вспомнить и применить важные концепции и принципы, усвоенные на уроках. Очень хорошо идет учебный процесс с материалами «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов» (предметы «Экономика» и «Технология»).
Важно хорошо представлять себе образовательные возможности ИКТ и в то же время отчетливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками, помнить, что никакой ЦОР не заменит учителя (живое слово), книг.
Соответствие изучаемым темам курса учебного материала ОК и ЕКЦОР
Учебно– тематическое планирование курса «Основы предпринимательской деятельности» |
Учебные материалы Образовательных Комплексов и Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов» (ЕКЦОР) |
Тема 1. Становление предпринимательства 1. Что такое предпринимательство 2. История развития предпринимательства в России 3. Функции предпринимательской деятельности. 4. Важнейшие черты предпринимательства. 5. Организационно-правовые формы предпринимательства 6. Индивидуальный предприниматель 7. Малое предпринимательство |
ОК «Обществознание, 10–11 кл. Часть 2. Тема «Предпринимательство» CD-ROM «Как начать свое дело. Практические советы для начинающих бизнесменов» ОК «1С:Школа. Экономика 9-11 классы» ОК «1С:Школа. Экономика. Практикум» ЕКЦОР предметы «Экономика» и «Технология» ОК «1С:Школа. Экономика и право, 9–11 кл.» ДИ «Предприятие» |
Тема 2. Производство товаров и услуг как основа предпринимательства 1. Предпринимательская идея 2. Бизнес - планирование в деятельности предпринимателя 3. Структура бизнес - плана 4. Инновационное предпринимательство 5. Информационные технологии в предпринимательстве |
ОК «1С:Школа. Экономика 9-11 классы» «1С:Образовательная коллекция. «Бизнес-план. Опыт, рекомендации, примеры» Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Бизнес план ЕКЦОР Технология тема «Свое дело» ОК «1С:Школа. Экономика. Практикум» ЕКЦОР предметы «Экономика» и «Технология» ОК «1С:Школа. Экономика и право, 9–11 кл.» |
Тема 3. Барьеры в предпринимательской деятельности 1. Сущность предпринимательского риска, управление рисками 2. Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности 3. Основные модели рынков 4. Издержки предпринимателя: понятие, виды 5. Классификация цен. Факторы ценообразования 6. Налогообложение субъектов предпринимательской деятельности |
ОК «1С:Школа. Экономика 9-11 классы» ОК «1С:Школа. Экономика. Практикум» ЕКЦОР предметы «Экономика» и «Технология» Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Бизнес план ОК «1С:Школа. Экономика и право, 9–11 кл.» «1С:Образовательная коллекция. Бизнес-курс «Основы предпринимательства. Коротко и по делу» ДИ «Корпорация», «Корпорация «Плюс» |
Тема 4. Прибыль как цель предпринимательства 1. Образование прибыли предприятия 2. Источники финансирования предприятия 3. Основные показатели деятельности предприятия 4. Рост и развитие или отчет и отчетность 5. Основы бухгалтерского учета |
ОК «1С:Школа. Экономика. Практикум» ОК «1С:Школа. Экономика 9-11 классы» ЕКЦОР предметы «Экономика» и «Технология» «1С:Образовательная коллекция. Полный курс начинающего бухгалтера» ДИ «Корпорация», «Корпорация «Плюс» |
Тема 5. Составляющие успешности предпринимательской деятельности 1.Менеджмент, или управляй эффективно 2. Маркетинг, или советуйся с покупателями. 3. Реклама 4. Характеристика деловых качеств предпринимателя |
CD-ROM «Менеджмент. Мультимедийная энциклопедия» ОК «1С:Школа. Экономика 9-11 классы» ОК «1С:Школа. Экономика. Практикум» ЕКЦОР предметы «Экономика» и «Технология» «1С:Образовательная коллекция. Полный курс начинающего рекламиста |
Тема 6. Мотивация предпринимательской деятельности 1.Правовая грамотность предпринимателя 2. Бизнес - образование 3. Самоменеджмент в деятельности предпринимателя 4. Мотивация в деятельности предпринимателя |
ОК «1С:Школа. Экономика и право, 9–11 кл.» «1С:Образовательная коллекция. Бизнес-курс «Основы предпринимательства. Коротко и по делу» CD-ROM «Как начать свое дело. Практические советы для начинающих бизнесменов» CD-ROM «Все кодексы России. Полный сборник кодексов Российской Федерации» |
7. Контрольная работа или защита проекта по курсу «Основы предпринимательства» Соревнование по одной из деловых игр |
Промежуточный и итоговый контроль представлен тестовыми заданиями различных уровней сложности и предлагается учащемуся по завершении изучения каждого сюжета. Контрольные задания состоят из закрытых вопросов в форме тестов. |
Резерв времени |
|
Итого |
34 (68) часа |
- Симоненко В.Д.Основы предпринимательства учебник М., Вита – Пресс, 2009
- Автономов В.С. Введение в экономику. учебник М., Вита – Пресс, 2011
- 3. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Бизнес план. Методика разработки 45 реальных образцов бизнес-планов
- ОК «1С:Школа. Экономика и право 9–11 классы»
- ОК «1С:Школа. Экономика. Практикум»
- «1С:Образовательная коллекция. Бизнес-курс «Основы предпринимательства. Коротко и по делу»
- http://school-collection.edu.ru/ ЕКЦОР
Тип выступления | Устное выступление и публикация |
Уровень образования | Среднее (полное) общее |
|