Преподавание курса «Основы предпринимательской деятельности» с использованием ИКТ

Московский институт открытого образования
"Прогресс невозможен без перемен, и те, кто не способен изменить своего мышления, не может изменить ничего ". Бернард Шоу

«Концепцией информатизации образовательного процесса» предполагается, что курс с информационно-коммуникационной поддержкой (курс с ИКП) – курс по предмету, реализуемый в образовательном учреждении и классе учащихся, при освоении которого учащиеся и педагог применяют педагогическую технологию, в возможно полной степени использующую массово применяемые в образовании средства ИКТ, инструменты и источники информации, достигая при этом ожидаемых при таком применении результатов в освоении предметного, общеинтеллектуального и ИКТ содержания. Включения в содержание курса теоретических подходов к организации, содержанию и методам обучения основам предпринимательской деятельности, основам финансовой грамотности, а также занятий по формированию опыта их применения, в том числе с широким использованием ИТ, помогают достичь цели - мотивировать учащихся на получение знаний с помощью возможностей компьютерных технологий. Основная цель остается прежней – воспитание творческого, инициативного и ответственного молодого человека на основе понимания сущности предпринимательства и участия в реальной деятельности.

Курс «Основы предпринимательской деятельности» рассчитан на учащихся, имеющих общую подготовку по информатике и владеющих компьютером на уровне пользователя, и предназначен для использования в общеобразовательной средней школе как в основном, так и дополнительном образовании. Базовым учебным пособием для изучения курса является одноименный учебник Симоненко В.Д. Логика и структура изложения курса позволяют формировать у обучаемых научный подход к рассматриваемым экономическим проблемам. В то же время при преподавании курса следует акцентировать внимание на практическом значении изучаемых научных понятий. Преподавание курса основано на широком использованииинтерактивных моделей образовательных комплексов (далее – ОК) - учебных пособий«Экономика и право», «Экономика. Практикум», «Экономика 9-11 классы» и компьютерных деловых игр (далее – ДИ) серии "БИЗНЕС-КУРС". Игры моделирует работу конкурирующих компаний, производящих и продающих одинаковую продукцию. В процессе игры учащиеся имеют великолепную возможность вспомнить и применить важные концепции и принципы, усвоенные на уроках. Очень хорошо идет учебный процесс с материалами «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов» (предметы «Экономика» и «Технология»).

Важно хорошо представлять себе образовательные возможности ИКТ и в то же время отчетливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками, помнить, что никакой ЦОР не заменит учителя (живое слово), книг.


Соответствие изучаемым темам курса учебного материала ОК и ЕКЦОР

 

 

Учебно– тематическое планирование курса «Основы предпринимательской деятельности»

Учебные материалы Образовательных Комплексов и Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов» (ЕКЦОР)

Тема 1. Становление предпринимательства

1.  Что такое предпринимательство

2. История развития предпринимательства в России

3. Функции предпринимательской деятельности.       

4. Важнейшие черты предпринимательства.

5. Организационно-правовые формы предпринимательства

6. Индивидуальный предприниматель

7. Малое предпринимательство

ОК «Обществознание, 10–11 кл. Часть 2. Тема «Предпринимательство»

CD-ROM «Как начать свое дело. Практические советы для начинающих бизнесменов» 

ОК «1С:Школа. Экономика 9-11 классы» 

ОК «1С:Школа. Экономика. Практикум»

ЕКЦОР предметы «Экономика» и «Технология»

ОК «1С:Школа. Экономика и право, 9–11 кл.»

ДИ «Предприятие»

Тема 2. Производство товаров и услуг как основа предпринимательства

1. Предпринимательская идея

2. Бизнес - планирование в деятельности предпринимателя

3. Структура бизнес - плана

4. Инновационное предпринимательство

5. Информационные технологии в предпринимательстве

ОК «1С:Школа. Экономика 9-11 классы» 

«1С:Образовательная коллекция. «Бизнес-план. Опыт, рекомендации, примеры»

Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Бизнес план

ЕКЦОР Технология тема «Свое дело»

ОК «1С:Школа. Экономика. Практикум»

ЕКЦОР предметы «Экономика» и «Технология»

ОК «1С:Школа. Экономика и право, 9–11 кл.»

Тема 3. Барьеры в предпринимательской деятельности

1. Сущность предпринимательского риска, управление рисками

2. Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

3. Основные модели рынков

4. Издержки предпринимателя: понятие, виды

5. Классификация цен. Факторы ценообразования

6. Налогообложение субъектов предпринимательской деятельности

ОК «1С:Школа. Экономика 9-11 классы» 

ОК «1С:Школа. Экономика. Практикум»

ЕКЦОР предметы «Экономика» и «Технология»

Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Бизнес план

ОК «1С:Школа. Экономика и право, 9–11 кл.»

«1С:Образовательная коллекция. Бизнес-курс «Основы предпринимательства. Коротко и по делу»

ДИ «Корпорация», «Корпорация «Плюс»

Тема 4. Прибыль как цель предпринимательства

1. Образование прибыли предприятия

2. Источники финансирования предприятия

3. Основные показатели деятельности предприятия

4. Рост и развитие или отчет и отчетность

5. Основы бухгалтерского учета

ОК «1С:Школа. Экономика. Практикум»

ОК «1С:Школа. Экономика 9-11 классы» 

ЕКЦОР предметы «Экономика» и «Технология»

«1С:Образовательная коллекция. Полный курс начинающего бухгалтера»

ДИ «Корпорация», «Корпорация «Плюс»

Тема 5. Составляющие успешности предпринимательской деятельности

1.Менеджмент, или управляй эффективно

2. Маркетинг, или советуйся с покупателями.

3. Реклама

4. Характеристика деловых качеств предпринимателя

CD-ROM «Менеджмент. Мультимедийная энциклопедия»

ОК «1С:Школа. Экономика 9-11 классы» 

ОК «1С:Школа. Экономика. Практикум»

ЕКЦОР предметы «Экономика» и «Технология»

«1С:Образовательная коллекция. Полный курс начинающего рекламиста

Тема 6. Мотивация предпринимательской деятельности

1.Правовая грамотность предпринимателя

2. Бизнес - образование

3. Самоменеджмент в деятельности предпринимателя

4. Мотивация в деятельности предпринимателя

ОК «1С:Школа. Экономика и право, 9–11 кл.»

«1С:Образовательная коллекция. Бизнес-курс «Основы предпринимательства. Коротко и по делу»

CD-ROM «Как начать свое дело. Практические советы для начинающих бизнесменов» 

CD-ROM «Все кодексы России. Полный сборник кодексов Российской Федерации»

7. Контрольная работа или защита проекта по курсу «Основы предпринимательства»

Соревнование по одной из деловых игр

Промежуточный и итоговый контроль представлен тестовыми заданиями различных уровней сложности и предлагается учащемуся по завершении изучения каждого сюжета. Контрольные задания состоят из закрытых вопросов в форме тестов.

Резерв времени

 

Итого

                    34 (68)  часа

 

 

 

 

Список использованных источников
  1. Симоненко В.Д.Основы предпринимательства учебник М., Вита – Пресс, 2009
  2. Автономов В.С. Введение в экономику. учебник М., Вита – Пресс, 2011
  3. 3. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Бизнес план. Методика разработки 45 реальных образцов бизнес-планов
  4. ОК «1С:Школа. Экономика и право 9–11 классы»
  5. ОК «1С:Школа. Экономика. Практикум»
  6. «1С:Образовательная коллекция. Бизнес-курс «Основы предпринимательства. Коротко и по делу»
  7. http://school-collection.edu.ru/ ЕКЦОР
Тип выступления  Устное выступление и публикация
Уровень образования  Среднее (полное) общее