Разработка информационных ресурсов для учреждений среднего профессионального образования

Авторы: Мосягина Надежда Геннадьевна 1, кандидат технических наук, медаль «За вклад в развитие образования», серебряная медаль ВВЦ
Григорьева Анна Анатольевна 2
Денисов Анатолий Петрович 3, доктор технических наук, профессор
1 Технический колледж федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тамбовский государственный технический университет", 2 Технический колледж ТГТУ, методист, 3 Директор Технического колледжа ТГТУ
В данной работе рассмотрены вопросы разработки компонентов информационной образовательной среды учреждений среднего профессионального образования (СПО) на примере Технического колледжа Тамбовского государственного технического университета (ТГТУ).

Проблемы глобализации общественных процессов, формирования информационно - коммуникационной среды жизни, образования и производства выдвигают новые требования к организации процесса профессиональной подготовки квалифицированных специалистов.

Технический колледж ТГТУ проводит работу по формированию информационной образовательной среды учреждения среднего профессионального образования (СПО), основными функциями которой являются ведение централизованной базы данных; интеграция неоднородных баз данных педагогической, научной и управленческой информации; обеспечение единого интерфейса, работы электронной библиотеки; поддержка дистанционного обучения и независимого тестирования; обмен электронной информацией; защита информации; решение учебных, исследовательских и управленческих задач с учетом особенностей профессиональной подготовки.

Одной из важнейших составляющих разрабатываемой среды является библиотека электронных учебных ресурсов, создаваемая сотрудниками и студентами колледжа. Разработка проводилась в соответствии со следующими требованиями: целостное и системное содержание учебного материала; использование современных информационно-коммуникационных технологий; гипертекстовая структура построения, основанная на модульной технологии организации учебного материала; наличие полной и валидной системы контроля, блока статистики, предусматривающего дифференциальную систему оценки образовательных достижений обучающегося; интерактивность, диалоговый режим обучения, дружественный интерфейс, проблемность в изложении учебного материала; наличие графических средств и средств мультимедиа, обеспечивающих наглядность процесса обучения.

Особенностью процесса обучения в среде СПО является значительный объем учебного времени, отводимого на практическую подготовку, поэтому особое внимание уделяется проектированию электронных лабораторных практикумов, в состав которых входят интерактивные модели для имитации технологических процессов, мультимедиа-составляющие, видеофильмы. Создана система мониторинга, позволяющая облегчить процесс анализа результатов учебной деятельности, оказать помощь в процессе самоконтроля. В настоящее время разработаны электронные учебные модули для специальностей «Автоматизированные системы обработки информации и управления», «Программирование в компьютерных системах», «Радиоаппаратостроение», в процессе разработки - для специальностей «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

Формирование информационной профессионально - ориентированной дидактической среды колледжа, дающей в тоже время выход в единое образовательное пространство, позволило: повысить качественные показатели процесса обучения; осуществлять планирование учебного процесса; способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей студентов, реализации принципов многоуровневости, вариативности, личностной ориентации процесса обучения; реализовать комплексную информационно-методическую поддержку образовательного процесса; обеспечить оперативную диагностику и управление учебным процессом; сократить финансовые затраты за счет эффективного использования информационных и телекоммуникационных ресурсов, учебного и научного оборудования.

Список использованных источников
  1. Денисов, А.П. Особенности подготовки квалифицированных специалистов в условиях многоуровневого образовательного комплекса / А.П. Денисов, Н.Г. Мосягина // Международный журнал экспериментального образования. -2009. - № 3. С. 63 -65.
  2. Краснова, Г.А. Технологии создания электронных обучающих средств / Г.А. Краснова, А.В. Соловов, М.И. Беляев. – М: МГИУ, 2001. – 223 с.
  3. Башмаков, А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков. - М.: ИИД "Филинъ" - 2003, 616 с.
  4. Мосягина, Н.Г. Организация образовательного процесса с учетом увеличения самостоятельной работы обучающихся / Н.Г. Мосягина, Л.В. Шильдяева // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 11. – С. 98-99.
Тип выступления  Публикация
Уровень образования  Среднее профессиональное
Ключевые слова  информационно-коммуникационные технологии дистанционное обучение среднее профессиональное образование модульные технологии электронные учебные ресурсы