СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ
О.М. Корчажкина
Информационная культура определяется как одна из составляющих общей культуры человека, совокупностьмировоззрения члена информационного общества и системы личностных и профессиональных компетентностей, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.
Однако в настоящее время необходимым направлением подготовки и переподготовки педагогических кадров для системы общего образования заявлено не формирование и развитие информационной культуры, а формирование и развитие информационной компетентности педагога (см. «Квалификационные характеристиках должностей работников образования»).
Действительно, активное освоение учителем ИКТ начинается с технического этапа – этапа формирования компьютерной грамотности, что составляет инвариантную часть формирования ИКТ-компетентности, поскольку она является базовой и единой для всех учителей-предметников. Следующим является предметно-ориентированный этап, предусматривающий овладение ИКТ-компетенциями с учётом особенностей преподаваемого предмета. Этот этап относится к вариативной части формирования ИКТ-компетентности учителя. Причём этот этап целесообразно осваивать на двух параллельных уровнях: продвинутом предметно-техническом и предметно-методическом, когда изучаются продуктивные формы работы с мультимедийным оборудованием повышенной сложности, дидактические свойств ЭОР и различных обучающих программных сред, способы и уровни предметной интеграции педагогических и информационных технологий.
Компетентности в рамках технического и предметно-ориентированного этапов освоения новых технологий составляют информационную компетентность педагога, тогда как понятие «информационная культура» как философская категория значительно шире. Её необходимыми элементами являются наличие научного мировоззрения, уровень интеллекта и качество интеллектуальной деятельности, а также стиль мышления, позволяющий ориентироваться в реалиях современного общества. При этом можно выделить четыре основных направления, по которым должно идти становление нового мировоззрения педагога:
- формирование научной картины мира;
- формирование нового стиля мышления;
- получение системных знаний об истории, структуре, условиях функционирования и перспективах развития информационного общества;
- знание основ современной теории коммуникации.
Таким образом, информационную культуру современного педагога, деятельность которого разворачивается в условиях информатизации образования, можно определить как сочетание и взаимодействие трёх составляющих: 1) технической (компьютерная грамотность), 2) предметно-ориентированной, определяющей профессиональный уровень педагога с предметно-технической и предметно-методической сторон и 3) интеллектуально-мировоззренческой, характеризующей уровень развития педагога как информационной личности.
Тип выступления | Устное выступление и публикация |
Уровень образования | Послевузовское профессиональное |
Ключевые слова | информационная культура, квалификационные характеристики, ИКТ-компетентность, ИКТ-компетенции, компьютерная грамотность |
|