Роль системы сетевого обучения в решении задач инженерного образования в области информационных технологий
Сетевое обучение открывает новые возможности формирования и оценивания общекультурных и профессиональных компетенций будущих инженеров в области информационных технологий (ИТ). Это в частности достигается путем:
· создания открытой образовательной среды;
· выбора коммуникативных средств, обеспечивающих деятельностный характер обучения и эффективность самостоятельной работы студентов;
· индивидуализации процесса обучения;
· внедрения балльно-рейтинговой системы оценки знаний в режиме on-line.
Рассмотрим отдельные этапы подготовки ИТ специалиста.Использование этапа естественнонаучной подготовки для формирования ключевых общекультурных компетенций, таких как:
1) осознание сущности и значения информации в развитии современного общества; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;
2) формирование навыков работы с компьютером как средством управления информацией;
3) способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.
Формирование этих компетенций осуществляется с помощью ИТ и коммуникационных технологий через освоение предметных знаний, приобретение умений в процессе выполнения индивидуальных и групповых заданий цикла естественнонаучных дисциплин, формирование личностных качеств на всем протяжении учебы.
Овладение навыками самостоятельной работы и умениями добывать знания в информационной среде, формирование мотивации к самообразованию. Решению этой задачи способствуют востребованные системой сетевого обучения виды деятельности студентов, в том числе:
· работа с учебным и научным оборудованием в режиме удаленного доступа с использованием проводных и беспроводных технологий, в т.ч. GSM-технологий;
· самостоятельная работа в информационной сети в рамках подготовки к семинарам, практическим и лабораторным занятиям;
· использование компьютерных тренажеров и обучающих программ для формирования умений и навыков решения задач по физике;
· самотестирование в режиме on-line с оперативным доступом к результатам тестов;
· синхронный и асинхронный диалог с сокурсниками и преподавателями по схеме субъект – информационная образовательная среда – субъект;
· участие в коллективных проектах, в теле- и видеоконференциях, вебинарах и т.д.
Формирование инструментария для оценки степени владения компетенциями. Например, способность получения и обработки информации может быть оценена через такие виды деятельности как полнота функционального использования и частота обращений к удаленному оборудованию, качество и количество полученной и обработанной информации на лабораторных работах, полнота информации, полученная из электронных источников и т.д.
Эффективность овладения общекультурными и профессиональными компетенциями, приобретение в образовательном процессе опыта решения жизненно важных проблем способствуют мотивации самообразования, осмыслению и личностному восприятию принципа непрерывного образования.
Тип выступления | Устное выступление и публикация |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | сетевое обучение, инженерное образование, компетенции в области ИТ, оценка владения компетенциями |
|