Инновационные образовательные технологии в условиях информационной образовательной среды вуза
Высокая динамичность современного общества, рост потребностей экономики, уровень развития информационных технологий обуславливают сокращение сроков адаптации выпускников профессиональной школы к трудовой деятельности, повышение их мобильности, конкурентоспособности и ставят перед высшим профессиональным образованием новые цели.
В условиях перехода к уровневой структуре высшего профессионального образования, стратегические ориентиры модернизации отечественного образования отражены в Концепции Федеральной Целевой концепции программы развития образования на 2011-2015 годы и в ФГОС ВПО, определяющих в качестве результата подготовки выпускников сформированность их общекультурных и профессиональных компетенций. Высокие тепы развития ИКТ в России привели к созданию системы открытого образования, обеспечивающей общенациональный доступ к образовательным ресурсам на базе технологий дистанционного обучения.
Проблема поиска методов, форм и средств подготовки будущих бакалавров, отвечающих современным требованиям, решается введением в учебный процесс информационной образовательной среды (ИОС).
Принцип сочетания аудиторных и электронных форм преподавания – ведение смешанного обучения – обеспечивает возможность сочетания в учебном процессе лучших черт аудиторной и электронной форм обучения. Одним из направлений использования ИОС является ее применение, как средства, способствующего развитию общекультурных и профессиональных компетенции, что позволяет привлекать внимание студентов к особенностям прорабатываемого содержания конкретными примерами и связанными с ними процессами. Работа с ИОС предоставляет студенту возможность получать значительную индивидуальную помощь в обучении; возможность образовательной среды регистрировать и оценивать результаты индивидуальной работы студента оказывает серьезное влияние на самооценку студентом возможности его продвижения в изучаемом материале; осуществляется обратная связь при помощи гиперссылок, которая оказывается чрезвычайно полезной как для каждого студента в отдельности, так и для преподавателя, получающего возможность своевременно вносить коррективу в обучающую деятельность; наличие в основе ИОС мультимедийных и интерактивных технологий значительно повышает уровень восприятия предлагаемой информации.
В филиале КФУ г. Елабуга ИОС функционирует второй год, накоплены определенный опыт работы с нею, а также наблюдения и выводы о влиянии ИОС на учебный процесс и его активных участников – студентов и преподавателей.
Во время занятий студенты изучают теоретический материал, созданный с помощью элемента курса «веб-страница», где применяются разнообразные дидактические, презентационные материалы, выдержки из научных статей, учебных пособий. После осваивают практический материал, созданный с помощью элемента курса «Лекция», где реализован процесс программированного обучения. Здесь материал выдается по частям, и в конце каждой части задаются вопросы, на которые студент должен ответить. Навигация по лекции может быть прямой или более сложной, в зависимости от структуры предлагаемого материала. Также в помощь студенту предоставлены другие материалы полезные для научно-исследовательской работы студентов. В системе имеется возможность просмотреть непонятные термины при помощи элемента «Глоссарий», который заполняется преподавателем.
Изменение парадигмы образования совпало во времени с появлением электронной педагогики, которая отреагировала на новые требования гораздо быстрее, чем традиционное обучение, заложив в ее основу принципы активной деятельности обучаемых в рамках учебного процесса, индивидуализации и дифференцирования обучения, использования новых педагогических технологий – обучения в сотрудничестве, проектной деятельности т.д. Автор надеется, что наработанный опыт в области формирования и оценивания компетенций в условиях ИОС, представленный в данной работе, поможет читателям эффективно организовать деятельность подразделений своих образовательных учреждений.
Тип выступления | Устное выступление и публикация |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | технологические аспекты, методологические аспекты, информационная образовательная среда общекультурные и профессиональные компетенции, методы традиционной и электронной педагогики. |
|