СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ»
Происходящие в настоящее время изменения в области образования, направленные на обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого, влекут не только появление новых предметов изучения, но и изменение подходов к разработке дидактических средств поддержки учебного процесса.
Распространение практики использования электронных (или компьютерных) учебных изданий на различных этапах обучения диктует необходимость изучения технологических приемов, концепций и требований при их создании, а, значит, необходимость целенаправленной подготовки специалистов, владеющих навыками применения этих концепций, подходов и технологий в собственной деятельности и способных обучать их основам других разработчиков, в том числе преподавателей-предметников, создающих электронные средства поддержки преподаваемых ими курсов.
Курс«Разработка электронных учебников» (РЭУ)– дисциплина специализации профессионального цикла дисциплин (вариативная часть) учебного плана для направления 051000.62 – профессиональное обучение (по отраслям), профиль – информатика и вычислительная техника [1]. Цель курса –дать студентам представление об основных концепциях и средствах разработки электронных учебников и других КСО [2], перспективных технологиях разработки, научить подходу к решению ряда конкретных задач на основе базовых знаний в области представления учебной информации, проектирования и создания содержательной части ЭУ разной степени сложности, в том числе интерактивных, привить базовые навыки работы с программными продуктами и технологиями разработки,ознакомить с основными приемами дизайна.
Дисциплина «Разработка электронных учебников» в целом ориентирована на формирование у студентов комплекса знаний, умений и навыков в области разработки (проектирования и реализации) современных ЭУ и включает:
1. Общие вопросы информатизации образования.
2. Виды ЭУ, их классификация. Критерии комплексной оценки качества ЭУ. Архитектура ЭУ. Требования к ЭУ, общие и специальные. Педагогический дизайн ЭУ.
3. Классификация средств разработки ЭУ. Обзор подходов к созданию ЭУ и других типов КСО. Авторские системы разработки ЭУ и их метафоры.
4. Дистанционное обучение. Стандарты и системы организации e-learning.
5. Этапы и принципы проектирования ЭУ.
6. Интерфейс и навигационные схемы ЭУ.
7. Учебные материалы, их виды, особенности их представления.
8. Тестирование и сопровождение ЭУ.
Практическая аудиторная работа включает: лабораторные работы; разработку творческих проектов в рамках лабораторных работ. В рекомендациях к практическим лабораторным занятиям отражены темы занятий, цели занятий и сформулированы задания, в том числе минимальные требования к конкретному проекту ЭУ. После разработки ЭУ или его фрагмента студент должен аргументировано защитить проект, т.е., опираясь на полученные теоретические знания, описать состав, структуру, архитектуру ЭУ или его части, объяснить назначение и функции элементов и блоков ЭУ, логику взаимодействия пользователя и программного продукта, проанализировать различия внешнего вида и представления отдельных элементов контента.
Представленный курс формирует компетенции в области технологии разработки электронных учебников (ЭУ) и других КСО, которые могут быть использованы для разных уровней и форм организации учебного процесса.
- ФГОС ВПО по направлению 051000.62 – профессиональное обучение (по отраслям).
- Роберт И.В., Лавина Т.А. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. М.: ИИО РАО, 2006. 88 с.
Тип выступления | Публикация |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | электронные учебники, разработка, проектирование, содержание курса |
|