СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ АВТОМАТОВ И ФОРМАЛЬНЫХ ЯЗЫКОВ» ПРИ ПОДГОТОВКЕ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ
Сиротский А.А.
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ АВТОМАТОВ И ФОРМАЛЬНЫХ ЯЗЫКОВ» ПРИ ПОДГОТОВКЕ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ
В рамках подготовки специалистов по направлению «Программная инженерия» на кафедре информационной безопасности и программной инженерии Российского государственного социального университета преподаётся дисциплина «Теория автоматов и формальных языков», задачами изучения которой являются:
- изучение основных понятий алгоритмизации, видов и типов алгоритмов, принципов построения алгоритмических моделей;
- усвоение основных понятий теории автоматов, фундаментальных теоретических и математических основ теории автоматов;
- формирование знаний о принципах алгоритмизации, программного управления, формализованных методах описания явлений и процессов;
- развитие знаний в области информатики и информационных технологий, формировании и развитии теории алгоритмов, автоматов и формальных языков;
- формирование знаний о теории автоматов и применение их в решении практических задач.
Дисциплина «Теория автоматов и формальных языков» относится к дисциплинам базовой части математического и естественнонаучного цикла дисциплин согласно ФГОС третьего поколения. При изучении данной дисциплины у учащихся формируются следующие компетенции:
- готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;
- умение отбирать и разрабатывать методы исследования объектов профессиональной деятельности на основе общих тенденций развития программной инженерии;
- умение проводить анализ, синтез, оптимизацию решений с целью обеспечения качества объектов профессиональной деятельности;
- умение организовывать самостоятельную и коллективную научно-исследовательскую работу;
- способность к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ.
Содержание дисциплины разделено на пять основных тем:
1. Основные понятия теории алгоритмов.
2. Рекурсивные функции.
3. Машины Поста и Тьюринга.
4. Формальные грамматики и языки.
5. Автоматы.
Учебным планом предусмотрено проведение лабораторных работ, на которых студенты изучают:
- средства и методы формализованного представления алгоритмов и составляют логические и вычислительные алгоритмы для предложенных вариантов заданий;
- алгоритмизацию процедур для машин Поста и Тьюринга, причём рассматривается составление алгоритмов для классической и расширенной машины Поста, а также для стандартной и универсальной машины Тьюринга. В качестве инструментария при выполнении лабораторных работ применяются свободно распространяемые эмуляторы машин Поста и Тьюринга;
- построение моделей процессов для автоматов Мура и Мили; основы графоаналитического представления автоматов.
Для самостоятельной работы студентам даются темы для написания докладов, с которыми они выступают на аудиторных занятиях. Аудиторная работа с докладами поставлена таким образом [1, 2, 3, 4], что каждый доклад обсуждается всем коллективом учащихся, которые могут задавать свои вопросы докладчику. Это позволяет сформировать новые знания и обеспечить коллективные формы обучения новой мотивацией, поскольку текущие рейтинговые оценки получает не только докладчик, но и все присутствующие, проявившие активность на занятии.
Литература
1. Сиротский А.А. Вербально-невербальные методики в преподавании технических дисциплин. Материалы МНМК «Высшее профессиональное образование в современной России: перспективы, проблемы, решения». Секция 2 «Проблемы управления качеством подготовки специалистов в вузе», часть 2. М., МГТУ «МАМИ», 2005 г.
2. Сиротский А.А. Исследование качества восприятия материала обучаемыми и проблемно-ориентированный подход в педагогике. Материалы МНМК «Высшее профессиональное образование в современной России: перспективы, проблемы, решения». Секция 2 «Проблемы управления качеством подготовки специалистов в вузе», часть 2. М., МГТУ «МАМИ», 2005 г.
3. Сиротский А.А. Коммуникативные вербальные и невербальные средства в процессе преподавания технических дисциплин. Сборник избранных докладов 4-ой МНМК «Высшее профессиональное образование в современной России: перспективы, проблемы, решения». 4-го международного научного симпозиума «Современное автотракторостроение и высшая школа России», посвящённого 140-летию МГТУ МАМИ. ISBN 5-94099-036-3. Москва, МГТУ «МАМИ», 2005. c. 69-73.
4. Сиротский А.А. Научные проблемно-ориентированные педагогические исследования и методы совершенствования образовательного процесса. Сборник избранных докладов 4-ой МНМК «Высшее профессиональное образование в современной России: перспективы, проблемы, решения». 4-го международного научного симпозиума «Современное автотракторостроение и высшая школа России», посвящённого 140-летию МГТУ МАМИ. ISBN 5-94099-036-3. Москва, МГТУ «МАМИ», 2005. c. 74-77.
- Сиротский А.А. Вербально-невербальные методики в преподавании технических дисциплин. Материалы МНМК «Высшее профессиональное образование в современной России: перспективы, проблемы, решения». Секция 2 «Проблемы управления качеством подготовки специалистов в вузе», часть 2. М., МГТУ «МАМИ», 2005 г.
- Сиротский А.А. Исследование качества восприятия материала обучаемыми и проблемно-ориентированный подход в педагогике. Материалы МНМК «Высшее профессиональное образование в современной России: перспективы, проблемы, решения». Секция 2 «Проблемы управления качеством подготовки специалистов в вузе», часть 2. М., МГТУ «МАМИ», 2005 г.
- Сиротский А.А. Коммуникативные вербальные и невербальные средства в процессе преподавания технических дисциплин. Сборник избранных докладов 4-ой МНМК «Высшее профессиональное образование в современной России: перспективы, проблемы, решения». 4-го международного научного симпозиума «Современное автотракторостроение и высшая школа России», посвящённого 140-летию МГТУ МАМИ. ISBN 5-94099-036-3. Москва, МГТУ «МАМИ», 2005. c. 69-73.
- Сиротский А.А. Научные проблемно-ориентированные педагогические исследования и методы совершенствования образовательного процесса. Сборник избранных докладов 4-ой МНМК «Высшее профессиональное образование в современной России: перспективы, проблемы, решения». 4-го международного научного симпозиума «Современное автотракторостроение и высшая школа России», посвящённого 140-летию МГТУ МАМИ. ISBN 5-94099-036-3. Москва, МГТУ «МАМИ», 2005. c. 74-77.
Тип выступления | Стендовый доклад и публикация |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | преподавание, аудиторная работа, учебный план, лабораторная работа, теория автоматов, программная инженерия |
|