Использование мультимедийных средств обучения для формирования профессиональных компетенций
Ведущей тенденцией развития современного профессионального образования в России является практикоориентированность, направленность на выпуск конкурентоспособного выпускника, отвечающего всем требованиям современного работодателя.
Высокую эффективность в связи с этим демонстрируют компьютерные методы обучения. Решая традиционные дидактические задачи, они затрагивают ряд не менее серьёзных и актуальных на данных момент проблем, таких как:
- Индивидуализация процесса обучения, позволяющая каждому студенту, независимо от базового уровня подготовки, принимать активное участие в образовательном процессе, формировать собственные маршруты своего обучения;
- Предоставление студентам с ограниченными возможностями технологий для освоения профессиональных образовательных программ дистанционно, непосредственно по месту жительства или временного пребывания.
Однако при непосредственной реализации компьютерных методик в учебных заведениях часто возникают трудности, связанные с нехваткой качественного, отвечающего всем методическим требованиям программного обеспечения. Особенно остро эта проблема стоит для дисциплин профессионального цикла, реализуемых в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Поэтому разработка такого рода ПО в настоящее время составляет одну из первоочередных задач в образовании.
В настоящей работе представлено электронное учебное пособие по дисциплине «Информационные технологии». Данная дисциплина относится к общепрофессиональному циклу, имеет выраженный практический характер и составляет основу для подготовки студентов по направлению 230100 Информатика и вычислительная техника, а также подготовки студентов по рабочей профессии «Оператор электронных и электронно– вычислительных машин».
Реализация данного пособия выполнена с помощью современных мультимедиа – и Web– технологий (html, javascript, ПО AdobeFlashCS и AutoplayMediaStudio) с учётом общих требований, предъявляемых к такого рода программному обеспечению. При этом широко используются современные аудио – визуальные средства обработки информации (CamtasiaStudio), видео – уроки, компьютерная графика, презентации и анимации.
Основу содержания учебного пособия составляют мультимедийные (видео-, аудио – и анимационные) материалы, сопровождающие выполнение практических работ, направленные на формирование основных профессиональных компетенций по дисциплине (рис.1).
Рисунок 1 – Структура графического меню учебного пособия
Объяснение каждой работы, кроме обязательного видео–инструктажа, сопровождается подробными инструкционными картами, титрами и голосовым объяснением материала преподавателем (рис.2).
Рисунок 2 – Пример основного видеоряда практической работы № 1 «Создание сложных текстовых документов»
Контроль и самоконтроль степени изученности материала реализован в форме тестирования. При этом проверка уровня усвоения основных профессиональных терминов и понятий дисциплины осуществляется в лёгкой игровой форме при разгадывании тематических кроссвордов и интерактивных ребусов (рис.3).
Рисунок 3 – Реализация средств контроля и самоконтроля знаний
Опыт данной работы показывает, что использование электронных обучающих средств в процессе преподавания профильных дисциплин позволяет решать самые разнообразные задачи учебного и реабилитационного характера, индивидуализировать процесс обучения, сделать его более практико - ориентированным и, значит, способствует повышению мотивации студентов при освоении основных компетенций выбранной профессии.
Тип выступления | Стендовый доклад и публикация |
Уровень образования | Среднее профессиональное |
|