Система методической подготовки будущих учителей информатики к преподаванию информатики в начальной школе

1 ГОУ ВПО "Московский государственный областной социально-гуманитарный институт", 2 ГОУ ВПО "Московский государственный областной социально-гуманитарный институт"
В статье рассматривается содержание модуля, посвященного отдельным вопросам преподавания информатики и ИКТ в начальной школе в рамках дисциплины «Теория и методика обучения информатике», также выделены основные задачи этого модуля и принципы его реализации в процессе подготовки будущих учителей информатики.

Современный этап информатизации общества требует от индивида умений и навыков информационной деятельности. В этой связи особую актуальность приобретает необходимость информационной подготовки на всех ступенях системы образования.

Основным спорным моментом по-прежнему является рассмотрение пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ на начальном этапе.

Заниматься обучением специально подготовленных кадров для работы в младших классах в первую очередь должны педагогические вузы.

Чтобы согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» успешно работать в новой образовательной информационной среде, для будущего учителя информатики начальной школы важна целенаправленная методическая подготовка. Нами предлагается вариативный модуль подготовки бакалавра профиля «Информатика» по направлению «Педагогическое образование», реализуемый в рамках курса «Теория и методика обучения информатике».

Наиболее важными и актуальными задачами этого модуля могут являться:

―    формирование системы знаний в области теории и методики обучения информатике в начальной школе;

―    формирование умений разрабатывать собственную методическую систему обучения информатике в младшей школе;

―    анализ, создание и грамотное применение современных ИКТ и ЦОР для младших школьников.

Основным методом обучения и проведения практических занятий может быть выбран метод проектов, когда студенты разрабатывают проекты – конспекты уроков различных типов. Презентуя эти проекты на занятиях, студенты учатся опираться на психологические особенности школьников такого возраста, отрабатывают технологию объяснения нового материала в начальной школе, методики постановки вопросов детям, проведения физкультминуток, использования игровых приемов.

Обязательным для изучения в рамках данного модуля будет являться и анализ учебно-методических комплектов по информатике и ИКТ для начальной школы, который может проводиться в ходе коллективного обсуждения.

Также необходимо обратить внимание студентов на те средства ИКТ и ЭОР, которые пригодны для оптимального использования в младших классах.

Если студенты самостоятельно разработают ЭОР или каждый заимствованный из Единой коллекции ЦОР объект будут сопровождать методическими рекомендациями, то по окончанию изучения данного модуля у них будет накоплен материал для профессионального портфолио учителя информатики начальной школы.

Особое внимание при изучении методики обучения информатике и ИКТ в начальной школе необходимо уделить этапам проверки знаний, где особая роль может быть отведена игровым технологиям.

В итоге изучения рассматриваемого модуля, студенты должны уметь на базе стандарта выстраивать собственную линию обучения информатике младших школьников, адаптировать содержание учебного материала в соответствии с возрастом учащихся, создавать и применять соответствующие ИКТ и ЭОР.

Необходимо добиться от студентов понимания того, что они занимаются пропедевтической подготовкой школьников в области информатики и ИКТ, играя тем самым основополагающую роль в их дальнейшей успешной социализации в информационном пространстве.

Список использованных источников
  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. [Электронный ресурс] http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf
Уровень образования  Высшее профессиональное