РАЗРАБОТКА ООП ПО НАПРАВЛЕНЯМ, СВЯЗАННЫМ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ IT-ОТРАСЛИ

Авторы: Лехин Сергей Никифорович 1, кандидат технических наук, доцент, Нагрудный знак "Почетный работник высшего профессионального образования"
Мотайленко Лилия Владимировна 2, кандидат технических наук, доцент, Почетная грамота Министерства образования и науки РФ
Полетаева Ольга Александровна 3, Почетная грамота Министерства образования и науки РФ
1 Псковский государственный университет, 2 Псковский государственный университет, 3 Псковский государственный университет
В докладе рассматриваются вопросы разработки ООП, обеспечивающих требования профессиональных образовательных стандартов IT отрасли по направлениям подготовки, связанным с информационными технологиями.

РАЗРАБОТКА ООП ПО НАПРАВЛЕНЯМ, СВЯЗАННЫМ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ IT-ОТРАСЛИ

 

                                                                   С.Н. Лехин, Л.В. Мотайленко, О.А. Полетаева

                                                                   Псковский государственный университет

 

В связи с введением в вузах России двухуровневой системы высшего образования, разработка ООП должна вестись на основе компетентностного подхода по соответствующим направлениям подготовки. Во ФГОС ВПО третьего поколения представлены требования к результатам освоения ООП и компетенции, которыми должен обладать выпускник вуза при изучении циклов дисциплин.

Набор компетенций, формируемых при изучении конкретной дисциплины, определяется в основном ее содержанием и не всегда полностью соответствует требованиям профессиональных стандартов, что, в свою очередь, может затруднить трудоустройство выпускника, его адаптацию на рабочем месте, а также дальнейшее повышение квалификационного уровня.

Одним из путей решения этой проблемы может быть выбор в качестве критерия при определении набора дисциплин вариативной части ООП максимального совпадения компетенций, получаемых при изучении дисциплины или блока дисциплин и компетенций, требуемых профессиональным стандартом. Компенсировать небольшое расхождение компетенций можно коррекцией содержательной части и объемов изучаемых разделов дисциплины. При значительных расхождениях целесообразно рассмотреть возможность замены дисциплины, так как согласно ФГОС на вариативную часть ООП (дисциплины определяемые вузом) отводится порядка 50% от общего объема трудоемкости. Это позволяет при разработке ООП подобрать оптимальный набор изучаемых предметов и повысить востребованность и адаптируемость выпускника на рынке труда соответствующей отрасли

Данный подход можно использовать и при определении набора дисциплин по выбору. В этом случае целесообразно рассмотреть и проанализировать большее количество дисциплин, чем планируется при разработке учебного плана, и ввести в ООП те из них, для которых совпадение компетенций с требованиями отраслевого стандарта по соответствующему направлению максимально.

Так как описания компетенций в профессиональных стандартах в области информационных технологий и в соответствующих ФГОС отличаются, то необходимо установить соответствие между ними и придерживаться его при разработке ООП. Это, в частности, можно сделать, анализируя требуемые наборы знаний, умений и навыков.

 

 

 

 

Список использованных источников
  1. Литература: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230400 «Информационные системы и технологии». Профессиональные стандарты в области информационных технологий – М.: АП КИТ, 2008. – 616с.: ил., табл.
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  Информационные технологии. Стандарты. Компетенции. Образовательная программа.


15.05.2012 19:00
smile:D какая замечательная и оригинальная идея доклада!!!