Подготовка проектировщиков информационных систем для работы в команде

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Статья поднимает вопрос о подготовке разработчиков информационных систем для работы в команде проекта. Обозначены ролевой, психолого-этический, лингвистический, технологический аспекты подготовки таких специалистов. Рекомендуется акцентировать внимание на формирование необходимых знаний, навыков работы в команде, а также профессиональных этических норм. Для обучения использовать Business Studio.

Многие работодатели при приеме на работу как одну из основных характеристик вакансии требуют от кандидата умение работать в команде. Это  особенно отличает компании, связанные с проектированием и внедрением информационных систем. Действительно, успех проекта во многом зависит от того, насколько согласованно и эффективно взаимодействуют между собой члены команды проекта. Но этой важной характеристике на этапе профессиональной подготовки специалиста уделяют недостаточно внимания.  На мой взгляд, необходимы следующие аспекты такой подготовки для проектировщиков информационных систем:

·        Ролевой аспект (функции, права, ответственность, требования по входу/выходу, компетенциям роли) в контексте бизнес-процессов проектирования информационных систем

·        Психолого-этический аспект в контексте отношений с членами команды проекта

·        Лингвистический (коммуникативный) аспект в контексте языка и формы взаимодействия  в проекте

·        Технологический аспект (приобретение практических навыков работы в команде в рамках программного продукта по проектированию информационных систем)

Процесс проектирования и внедрения информационных систем в зависимости от объекта и объема внедрения предполагает ряд ролей для команды проекта:

·        Руководитель проекта

·        Системный аналитик

·        Консультант

·        Архитектор системы

·        Разработчик (программист)

·        Тестировщик системы

·        Библиотекарь проекта

·        Технический писатель

При чтении различных курсов, так или иначе связанных с вопросами проектирования информационных систем, необходимо акцентировать внимание на формирование необходимых компетенций для соответствующих ролей в команде проекта. Также требуется особо выделять технологические моменты ролевого взаимодействия  участников проекта в бизнес-процессах проектирования информационных систем.

Существенная специфическая особенность проектирования информационных систем состоит в том, что команда проекта, как правило, не имеет постоянного состава. Это обстоятельство и вызывает указанное выше требование работодателей в виде умения работать в команде. Но навыки быстро устанавливать хорошие рабочие отношения с коллегами можно приобрести путем целенаправленной подготовки на соответствующих психологических курсах и тренингах, которые необходимо ввести в программу подготовки таких специальностей. Необходимо также формирование у студентов соответствующих профессиональных этических норм в практических формах обучения.

Наиболее эффективный способ получения таких профессиональных навыков работы в команде студенты приобретают при выполнении коллективных практических занятий в среде программных продуктов проектирования информационных систем. Так, для разработчиков весьма полезным будет групповая разработка конфигураций в среде «1С: Предприятие 8»  с использованием хранилища конфигурации. Но наиболее эффективно использовать обучению группового проектирования информационных систем в среде программного продукта «BusinessStudio».

Тип выступления  Устное выступление и публикация
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  подготовка проектировщиков информационных систем, работа в команде, команда проекта, проектирование информационных систем, формирование профессиональных этических норм, групповая разработка конфигураций, Business Studio