Проблемы преподавания курса «Информационные технологии в менеджменте» (ИТвМ) в университетском бизнес-образовании.
Курс с названием ИТвМ можно считать широко распространен в отечественном и западном (InformationTechnologyforManagement) бизнес-образовании. Он позиционируется как обзорный, многосторонний раскрывающий все важнейшие разделы применения информационных технологий в управлении экономическими объектами. Курс предназначен для обучающихся по специальности «Менеджмент», т.е. не получающих специальных «технологических» знаний в области IT.
Многолетний опыт чтения данного курса кафедрой ИТвМ (ВШМ СПбГУ) выявляет серьезные проблемы следующего плана.
В классическом бизнес-образовании знания о менеджменте традиционно структурированы по разделам (функциям управления ): общий /стратегический/операционный менеджмент, финансы, бухгалтерский и управленческий учет, маркетинг, управление персоналом, информационные технологии. Традиционный подход к преподаванию можно выразит формулой «менеджмент отдельно, технологии отдельно». Между тем в передовых компаниях информационные технологии интегрируются в менеджмент не только технологически, но и «по существу», аккумулируя в себе все более значительную долю «управленческого интеллекта»: понятийный аппарат, информационную модель объекта управления, содержание бизнес-процессов управленческих задач, алгоритмы вычислений. К сожалению, IT-интеллект, IT-ракурс очень слабо проникает в традиционные управленческие курсы. Здесь нагляден пример предмета Бухгалтерский учет, который (за редким исключением) в высшей школе преподается так же, как и 50 лет назад, в «докомпьютерную» эру. В преподавании учета особое внимание по-прежнему уделяется заучиванию корреспонденции номеров счетов (дебет 41 кредит 60, дебет 51 кредит 62… - эти комбинации мгновенно забываются), в то время как бухгалтер сегодня - это информационный работник, осуществляющий ввод данных и извлечение требуемой информации, отвечающий за полноту, достоверность и «симметрию» данных на своем участке. Корреспонденцию счетов – помнит система, а квалифицированному информационному работнику нужны иные знания.
Сегодня, при отсутствии желаемой поддержки со стороны смежных управленческих дисциплин, очень непросто построить курс ИТвМ, который в отведенные 30-40 лекционных и 15-20 лабораторных часов объяснял «и технологию, и менеджмент».
Важным в контексте рассматриваемой проблемы является профиль слушателя курса ИТвМ. В высшей школе на факультете менеджмента аудиторию составляют молодые люди (чаще-девушки) 18-20 лет, вчерашние школьники. Преподаватели вынуждены говорить о низкой мотивации, низкой ответственности, желании «продлить детство». Студенты, как правило, испытывают антипатию к техническим / технологическим темам. Им близка логика фонвизинского Митрофанушки: зачем учить информационные технологии, если «ай-тишники» всюду «довезут»? «Удел менеджеров – управлять, а в технических деталях - пусть разбираются неудачники»!
Однако есть и повод для оптимизма: студенты пользуются компьютером и разнообразными гаджетами постоянно, по шкале их ценностей информационные технологии - это «современно, модно, престижно, необходимо, «круто». Важной чертой современных студентов в бизнес-образовании является прагматизм. Они всегда пытаются понять ту практическую пользу, которую приносит то или иное занятие, тема. Не скрывают разочарования, если таковой пользы не видят. Поэтому излишне теоретизированные разделы, абстрактные концепции, модели и т.п. - мягко говоря, не находят одобрения.
Предлагается структурировать курс ИТвМ по разделам 1) Технологии информационных систем в компаниях; 2) Автоматизация бизнес-процессов; 3) Информационные системы в управлении предприятием; 4) Перспективные направления развития IT; 5) Системная интеграция и экономика IT. В докладе обстоятельно обсуждается содержимое каждого раздела и даются рекомендации, направленные на улучшение восприятия курса, приближение его к практике для решения главной задачи - формирования у студентов знаний и такого отношения к IT,которое необходимо для эффективного менеджмента в своей будущей профессиональной деятельности
- Гаврилова Т.А., Лещева И.А., Страхович Э.В. Об использовании визуальных концептуальных поделей в образовании. Изд-во СПбГУ, Вестрик С-Петербургского университета, Сер. "Менеджмент. 2011, Вып. 4. с. 124-150
Тип выступления | Устное выступление и публикация |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | Информационные технологии, высшее образование, менеджмент, программа обучения |
Конечно же преподаватели смежных дисциплин не готовы! Их аргументы: мы выше этого, мы обучаем принципам, а "кнопки жать на клавиатуре" - дело техники. И откуда мы знаем, какая у них будет на работе система?
Справедливости ради следует сказать, что и западные коллеги делают точно также, достаточно посмотреть их учебники по бухучету, управленческому учету, операционному менеджменту, финансам.
Я с Вами полностью согласен - практические занятия у "смежников" должны вестись, где это только возможно, в среде популярных информационных систем.