Системные основания компетентностной модели IT специалиста
Дальнейшее развитие компетентностного подхода нашло отражение в компетентностно - модульном подходе, основные преимущества которого заключаются в: индивидуализации обучения; возможности повторного использования образовательных модулей; повышение гибкости программ обучения. На наш взгляд, к основным ключевым компетенциям IT специалиста следует отнести компетенции, относящиеся к сфере профессиональной деятельности; компетенции, связанные с интеллектуальной деятельностью и сквозные компетенции.
Предлагаемое нами решениепо реализации преимуществ компетентностно – модульного подхода заключается: в применении системного подхода, основанного на утверждении новой концепции – переход от существующих образовательных объектов и представлений к понятиям, характеристикам и образовательным компонентам многократного использования; в автоматизации производства учебных программ с использованием библиотеки образовательных компонентов многократного применения. Переход к автоматизированному проектированию образовательных программ требует двух шагов. Во - первых, необходимо перейти от практики использования одиночных систем (систем, связанных с учебными планами и учебно-методическими комплексами дисциплин) к разработке семейств систем, что потребует разработки стандартных образовательных, многократно используемых компонентов в рамках требований по подготовке к профессиональной и интеллектуальной деятельности IT специалиста. Во – вторых, нужно автоматизировать процесс проектирования учебных программ, из стандартных образовательных компонентов, при помощи генераторов - компьютерных программ, которые, получая на входе высокоуровневую спецификацию требуемой образовательной траектории, создают ее реализацию. Суть предлагаемого подхода заключается в том, что для получения новых учебных программ следует иметь возможность описывать образовательные компоненты в виде, так называемых, характеристических моделей в соответствии с заявленными характеристиками компетентности IT специалиста.
Таким образом, требования будут выражаться в абстрактных понятиях, а генератор, на основе высокоуровневой спецификации требований, должен производить заданную образовательную программу в виде системы логически и корректно связанных, многократно применяемых образовательных компонент, с учетом обязательных требований и ограничений к содержанию программы, объему учебной нагрузки и уровню подготовки.
Какие методологические задачи при этом должны быть решены: первая задача – формирование библиотеки многократно применяемых образовательных компонент (компонент реализации) с учетом общей, перспективной архитектуры требуемой образовательной программы подготовки IT специалистов и потребностей рынка труда; вторая задача – создание базы знаний о конфигурациях для того, чтобы транслировать наши требования в конкретные наборы многократно применяемых образовательных компонентов и их связей между собой и третья задача – воплощение этих знаний в генераторах.
Тип выступления | Устное выступление и публикация |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | Компетентностный подход, образовательная траектория, образовательный компонент многократного применения, характеристическая модель, база знаний о конфигурациях |
|