ВИЗУАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЙНЫЕ МОДЕЛИ В ОБУЧЕНИИ IT СПЕЦИАЛИСТА

Автор: Кубеков Булат Сальмуханович, кандидат технических наук, доцент
университет "Туран", Республика Казахстан, г.Алматы
Предлагается методология обучения с использованием визуальных понятийных моделей на базе понятий учебных дисциплин, ассоциативных связей между понятиями и ассоциативных объектов, а так же механизмов их взаимодействия.

 

ВИЗУАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЙНЫЕ МОДЕЛИ  В ОБУЧЕНИИ  IT  СПЕЦИАЛИСТА

Кубеков Б.С., к.т.н., профессор университета «Туран»

     В технологии  разработки  информационных систем результат моделирования предметной области отображается в объектных моделях, включающих в себя базовые понятия (concepts)  предметной области в форме абстракций, и множество ассоциативных,  конкретизированных понятий, Как правило, базовые понятия предметной области отличаются простотой и очевидностью и служат цели упорядочения хода мыслительного процесса, связанного с анализом предметной области. В то же время, являясь ключевыми концепциями предметной области,  базовые  понятия концентрируют   вокруг себя  основную  массу  ассоциативных  связей с другими понятиями.   

     Проблема обучения заключается в том, что при традиционной методике обучения  поток информации направлен от предмета к студенту: ему просто дают информацию, которую он, как ожидается, должен усвоить в силу своих способностей.  Как сделать так, чтобы понимание и запоминание предмета сталомаксимальным?  Для этого надо переместить центр наших усилий от предмета на студента.

     Методологически,  предлагаемый нами подход заключается в  композиции  радиантного мышления,  технологии интеллект – карт  и концепций объектного моделирования,  что даст возможность существенно поднять  эффективность  обучения  студентов и способствовать формированию у них инновационной способности мышления.   Наиболее приближенным к языку мозга  визуальным способом отображения информации  являются интеллект-карты.  Поэтому студенты должны научиться выстраивать понятийные модели, как  на предметном, так и на  межпредметных уровнях, предусматривая, при  усвоении учебного материала широчайшую изменчивость  вариантов понятий. Предлагаемая модель обучения представляет собой многоуровневую систему ассоциативно связанных понятий учебной дисциплины, с помощью которых моделируются функциональные и  информационные  связи понятий между собой и, механизмов - процедур, определенных  в ассоциативных объектах  и  вкоторых  показаны возможные способы использования связанных понятий.   Другими словами, механизмы представляют собой  соответствующие шаблоны обучения, показывающие различные варианты реализации взаимодействий  понятий учебной дисциплины.   Далее, после выявления всех понятий, ассоциаций и механизмов учебного материала дисциплины, для проведения занятий строятся визуальные понятийные модели.  На занятиях, в ходе изложения материала внимание студентов должно акцентироваться на следующих вопросах:  каким образом и почему используются предлагаемые понятия; чем обусловлены ассоциации между понятиями; каковы причины взаимодействия понятий   и  механизмы  их реализации в этих взаимодействиях.  Контроль уровня знаний студентов, в этом случае,  будет заключаться в некоторых  метриках, связанных с тем, какие понятия и сколько  будет   выделено студентом по заданной теме, каким образом они  ассоциируются  с другими понятиями, а  также, каким образом   с помощью выделенных ассоциаций можно  построить и обосновать все логические связи и механизмы их взаимодействия.  

Тип выступления  Стендовый доклад и публикация
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  Понятия, ассоциации, механизмы, визуальные понятийные модели, радиантное мышление, интеллект-карты