ВИЗУАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЙНЫЕ МОДЕЛИ В ОБУЧЕНИИ IT СПЕЦИАЛИСТА
ВИЗУАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЙНЫЕ МОДЕЛИ В ОБУЧЕНИИ IT СПЕЦИАЛИСТА
Кубеков Б.С., к.т.н., профессор университета «Туран»
В технологии разработки информационных систем результат моделирования предметной области отображается в объектных моделях, включающих в себя базовые понятия (concepts) предметной области в форме абстракций, и множество ассоциативных, конкретизированных понятий, Как правило, базовые понятия предметной области отличаются простотой и очевидностью и служат цели упорядочения хода мыслительного процесса, связанного с анализом предметной области. В то же время, являясь ключевыми концепциями предметной области, базовые понятия концентрируют вокруг себя основную массу ассоциативных связей с другими понятиями.
Проблема обучения заключается в том, что при традиционной методике обучения поток информации направлен от предмета к студенту: ему просто дают информацию, которую он, как ожидается, должен усвоить в силу своих способностей. Как сделать так, чтобы понимание и запоминание предмета сталомаксимальным? Для этого надо переместить центр наших усилий от предмета на студента.
Методологически, предлагаемый нами подход заключается в композиции радиантного мышления, технологии интеллект – карт и концепций объектного моделирования, что даст возможность существенно поднять эффективность обучения студентов и способствовать формированию у них инновационной способности мышления. Наиболее приближенным к языку мозга визуальным способом отображения информации являются интеллект-карты. Поэтому студенты должны научиться выстраивать понятийные модели, как на предметном, так и на межпредметных уровнях, предусматривая, при усвоении учебного материала широчайшую изменчивость вариантов понятий. Предлагаемая модель обучения представляет собой многоуровневую систему ассоциативно связанных понятий учебной дисциплины, с помощью которых моделируются функциональные и информационные связи понятий между собой и, механизмов - процедур, определенных в ассоциативных объектах и вкоторых показаны возможные способы использования связанных понятий. Другими словами, механизмы представляют собой соответствующие шаблоны обучения, показывающие различные варианты реализации взаимодействий понятий учебной дисциплины. Далее, после выявления всех понятий, ассоциаций и механизмов учебного материала дисциплины, для проведения занятий строятся визуальные понятийные модели. На занятиях, в ходе изложения материала внимание студентов должно акцентироваться на следующих вопросах: каким образом и почему используются предлагаемые понятия; чем обусловлены ассоциации между понятиями; каковы причины взаимодействия понятий и механизмы их реализации в этих взаимодействиях. Контроль уровня знаний студентов, в этом случае, будет заключаться в некоторых метриках, связанных с тем, какие понятия и сколько будет выделено студентом по заданной теме, каким образом они ассоциируются с другими понятиями, а также, каким образом с помощью выделенных ассоциаций можно построить и обосновать все логические связи и механизмы их взаимодействия.
Тип выступления | Стендовый доклад и публикация |
Уровень образования | Высшее профессиональное |
Ключевые слова | Понятия, ассоциации, механизмы, визуальные понятийные модели, радиантное мышление, интеллект-карты |
|