Использование интерактивных досок при формировании профессиональных компетенций студентов ИТ-специальностей СПО
Современное образование с вступлением в силу новых образовательных стандартов ориентировано на формирование профессиональных компетенций. Данное понятие близко по смыслу с идеями о формировании и использовании человеческого капитала. В этом ключе результат образования рассматривается ни как сумма знаний и умений, приобретенных студентом, а как сложное образование личностных качеств, способностей и сформированных навыков позволяющих принимать решения и добиваться успеха в профессиональной деятельности.
Существуют различные рекомендации по способам формирования и оценки компетенций, вопросам компетентностного образования посвящено множество трудов (Байденко В.И., Зимняя И.А., Хуторской А.В., Шадриков В.Д. и др.). К занятию, направленному на формирование профессиональных компетенций выдвигаются следующие требования: наглядность, эмоциональность, яркость, смена видов деятельности, обеспечение активности учащегося, роль преподавателя как консультанта и организатора, выбор рациональных методов стимулирования и контроля. [3]
В настоящее время, в условиях активного внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс, для достижения указанных целей необходима разработка компетентностно-ориентированных подходов и упражнений, направленных на комплексное применение интерактивной доски на занятиях в профессиональном образовании.
Особенно актуален вопрос интенсификации учебного процесса и грамотного наполнения его современными компьютерными технологиями при изучении ИТ-дисциплин. Затруднительно изучение без видеодемонстраций и слайдов, например вопросов связанных с рассмотрением дорогостоящего оборудования, установок, диагностических комплексов или рассмотрение строения устройств небольших размеров, а также изучение особенностей программного обеспечения, интернет-сервисов, настройки BIOS Setup и прочее.
Используя интерактивную доску на аудиторном занятии можно расширить возможности лекции и провести комбинированную форму занятия, на котором она будет выступать в качестве инструмента демонстрации наглядного материала, инструмента выполнения упражнений, а также для закрепления полученных знаний и проверки уровня сформированности компетенций.
Для преподавателя зачастую, неважно знать принцип функционирования интерактивной доски. Необходимо понимать базовые основы и иметь навыки работы с ПО доски, различать доски, в которых необходимо использование специализированного маркера или сенсорные (возможность работы пальцем), наличие многопользовательского режима работы с доской. От этого зависит и планирование урока, используемые задания, проектируемые упражнения.
Основные недостатки использования интерактивной доски на уроке представлены ниже:
Широкому распространению и активному внедрению использования интерактивных досок в качестве инструмента формирования профессиональных компетенций препятствуют некоторые классические заблуждения:
1. Она ничем не отличается от проектора.
2. Ничем не лучше маркерной доски в режиме работы доски.
3. Освоить работу с доской тяжело.
4. Вся работа на уроке обязательно должна быть наполнена интерактивными материалами и упражнениями.
5. Материалы для работы с доской трудно найти, наблюдается нехватка ресурсов.
6. Для создания собственных ресурсов нужно быть программистом.
Интерактивность подразумевает ответное действие программы на действие пользователя. Например, классическим можно представить задание расставить понятия (рисунки, слова) по категориям, в определенном порядке. То есть эти объекты должны быть свободноперемещаемы по экрану и «прилипать» либо «отскакивать» от соответствующей области экрана. Эти объекты и области должны быть созданы какими-либо средствами программирования. Некоторые производители досок снабжают ПО подобным модулем для создания интерактивных упражнений. Чаще всего для создания презентаций к уроку используют MicrosoftPowerPoint, но эта программа не представляет средств создания интерактивных элементов. Популярна технология Flash. Позволяет создавать высококачественную анимацию, интерактивные ролики и т.д. Есть и другие средства для разработки электронного теста или упражнения. Например, MicrosoftLCDS. Существуют также он-лайн конструкторы интерактивных упражнений в Интернете.
Откуда взять ресурсы (материалы) для работы с доской
Краткий обзор образовательных ресурсов Интернета, пригодных для использования с интерактивной доской выявил ряд проблем:
- недостаточно материалов для использования в профессиональном образовании;
- большая часть ресурсов информационного характера, с помощью которых сложно сформировать и проверить уровень сформированности профессиональных компетенций.
Исходя из этого возникает необходимость самостоятельно при подготовке к занятиям разрабатывать комплекс интерактивных упражнений, направленных на формирование профессиональных компетенций при использовании интерактивной доски.
Как создать ресурсы (материалы) для работы с доской
Программы и сервисы для разработки интерактивных упражнений
Рассмотрим средства разработки интерактивных упражнений для использования, которых преподавателю не нужно изучать программу или технологию и применять специальные навыки программирования, а также созданные ресурсы (упражнения) можно запускать с помощью стандартного браузера.
LearningApps.org (http://learningapps.org/)является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. На сайте представлены более 20 готовых шаблонов интерактивных модулей, в которые преподавателю остается пошагово добавить свои задания, определения, рисунки и т.д. Для работы необходимо пройти регистрацию и все созданные упражнения будут опубликованы на данном сервисе и доступны для он-лайн использования. Имеется коллекция уже готовых материалов по разным тематикам и дисциплинам.
Для использования необходим лишь браузер, но созданные упражнения нельзя скачать или сохранить на локальный ПК. Они сохраняются на сервере и могут быть использованы только он-лайн при подключении к Интернету.
Система для создания учебных материалов (MicrosoftLCDS) http://www.microsoft.com/learning/ru/ru/training/lcds.aspxявляется бесплатным инструментом, с помощью которого участники сообщества Microsoft Learning могут создавать интерактивные электронные курсы. Используя средство LCDS можно публиковать электронные курсы, заполнив простые формы LCDS, которые позволяют создавать интерактивные задания, конкурсы и вопросы, игры, тесты, анимационные эффекты, демо-ролики и другие мультимедийные материалы. Основные достоинства: русифицированный интерфейс, простота разработки курсов, разнообразие шаблонов, возможность просмотра результата в браузере.
Особенности компетентностно-ориентированных упражнений для формирования профессиональных компетенций в области технического обслуживания средств вычислительной техники
Проведя обзор основных направлений использования интерактивной доски на уроке, а также выявив наиболее удобный инструментарий для создания собственных ресурсов и упражнений, рассмотрим на примере особенности упражнений, направленных на формирование профессиональных компетенций в рамках дисциплины «Техническое обслуживание средств вычислительной техники».
Анализ требований образовательного стандарта 230106 «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей», нового стандарта ФГОС3 230113 «Компьютерные системы и комплексы», а также требований профессиональных стандартов («Специалист по системному администрированию») в процессе многолетнего преподавания указанной дисциплины позволил выявить основные профессиональные компетенции, формируемые в рамках курса.
Для формирования профессиональных компетенций используются, например, следующие типы упражнений:
- расставить признаки неисправностей по категориям (к аппаратной или программной части);
- узнавание интерфейсов, разъемов, компонентов;
- работа с программой (диагностической и т.д.) у доски, обсуждение значимых моментов (настройка оборудования, диагностика ПК, определение характеристик ПК или устройства, изменение параметров в реестре и др.);
- расставить операции по настройке и выявлению/устранению сбоя по порядку;
- расставить интерфейсы по пропускной способности, по году выпуска;
- защита проектной работы по анализу эффективности использования тех или иных программных средств;
- выбор истинных утверждений относительно работы с программной, аппаратной частью и диагностическим оборудованием;
- работа в виртуальной лаборатории, подбор совместимых комплектующих.
Это лишь немногая часть примеров упражнений, которые способствуют интенсификации учебного процесса, активизируют работу студентов, увеличивают наглядность, позволяют сформировать навыки подбора комплектующих, поиска пути решения проблемы, принимать решение о причине неисправности, то есть формировать профессиональные компетенции. Кроме того, работа у доски, обсуждение ошибок всей аудиторией, возможность высказать и доказать свою идею способствуют формированию личностных качеств, являющихся составной частью человеческого капитала и способствующих дальнейшему профессиональному росту.
- 1. Блинов В.И., Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007.
- 2. Осин А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы. - М.: Агентство "Издательский сервис", 2010. - 328 с.
- 3. Профессиональная компетентность: аспекты формирования./ Под ред. Г.В. Белюзевой М., Московский психолого-социальный институт, Федеральный институт развития образования, 2005.
Тип выступления | Стендовый доклад и публикация |
Уровень образования | Среднее профессиональное |
|