Разработка базы данных с помощью программы MS Access на уроках информатики

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Политехнический колледж №8 имени дважды Героя Советского Союза И.Ф. Павлова
Детенышева Е. С. «Разработка базы данных с помощью программы MS Access на уроках информатики», Москва 2012 г. Данная работа посвящена методологии преподавании дисциплины «Базы данных» и подготовки ИТ специалистов. В данной работе исследуется процесс проектирования и разработки базы данных с помощью программы MS Access на примере «Психологическая служба колледжа».
Продолжается век. И другой приближается год. По кремнистым ступеням Взбираясь к опасным вершинам … Никогда, никогда, никогда Не отдаст человек Своего превосходства Умнейшим машинам. П. Антропольский.

 

            Практически любому ИТ специалисту, независимо от сферы его деятельности, приходится заниматься сбором, накоплением и обработкой данных. Базы данных имеются везде, что позволяет говорить о том, что их применение значительно упрощает различные операции, имеющиеся в организациях. Именно поэтому любой ИТ специалист должен уметь проектировать и разрабатывать реляционные базы данных.

          Группа реляционных СУБД представлена на рынке програм­мных продуктов очень широко. Это, например, такиесистемы, какParadox, Clarion, dBASE, FoxBASE, FoxPro, Clipper, Access. СУБД Access (фирма Microsoft) имеет достаточно высокие ско­ростные характеристики и входит в состав чрезвычайно популяр­ного в нашей стране и за рубежом пакета Microsoft Office. Набор команд и функций, предлагаемых разработчикам программных продуктов в среде Access, по мощи и гибкости отвечает большин­ству современных требований к представлению и обработке дан­ных. В Access поддерживаются разнообразные всплывающие и мно­гоуровневые меню, работа с окнами и мышью, реализованы фун­кции низкоуровневого доступа к файлам, управления цветами, на­стройки принтера, представления данных в виде электронных таб­лиц и т.п.

         Перечисленные факторы определили выбор СУБД Access в ка­честве среды для практического изучения вопросов проектирова­ния баз данных в данной работе.

         В данной  работе представлена база данных "Психологическая служба колледжа", состоящая из таблиц, запросов, форм, отчетов и представленных на языке SQL.

          Основной целью данной работы является проектирование и разработка базы данных «Психологическая служба колледжа» с помощью программы MS Access на уроках «Базы данных». Данная база данных хранит информацию обо всех учащихся колледжа, основные психологические характеристики учащихся и  предназначена для хранения и поиска данных, представления информации в удобном виде посредством форм ввода данных, выдачу сложных отчетов и автоматизации часто повторяющихся операций.

         Представленная работа выполняется на практических занятиях по дисциплине «Базы данных». Данная база данных может использоваться в психологических  отделах образовательных учреждений аналогичного профиля. При постановке задачи был сделан акцент на возможность автоматизированного управления данными.

         Актуальность разработки определяется необходимостью регулярного выполнения психологами образовательных учреждений трудоемкой задачи составления аналитических и статических отчетов, составление расписания консультаций и ведение отчетности их, составление карты психолого- социальной карты учащегося и т.д. Кроме того, необходима единая база данных, которая хранит всю необходимую информацию о каждом учащимся.  Поскольку колледж не может позволить дорогой заказ по разработке базы данных, то данную работу выполняли будующие ИТ специалисты на лабораторно- практических уроках. Данная база данных является автоматизированным рабочим местом психолога.

      Практические задания такого типа на уроках, имеющие в данном случае высокую значимость для колледжа, помогают учащимся в приобретении навыков разработки и проектировании базы данных в самой простейшей СУБД от «а» до «я». 

Список использованных источников
  1. Н. Н. Гринченко, Е. В. Гусев, Н. П. Макаров. Проектирование баз данных СУБД MS Access: учебное пособие для высших учебных заведений, Горячая Линия - Телеком, 2004 г.
  2. Бобцов А.А., Шиегин В.В. Банки и базы данных. Основы работы с MS Access. Часть 1 (для пользователей). Учебное пособие. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2005. - 93 с.
Тип выступления  Стендовый доклад и публикация
Уровень образования  Среднее профессиональное
Презентация доклада  Загрузить


09.05.2012 12:08
Полностью согласна с выводами автора по актуальности разработки. Очень грамотное решение проблемы.
В нашем техникуме мы также неоднократно пытались создать подобную базу данных о студентах. Для этого применяли также и возможности Excel.
А Access очень успешно применяем на занятиях ИТ для экономистов, которые создают кадровую базу данных организации. На мой взгляд, подобный практический опыт по работе с БД позволяет систематизировать полученные знания и по спец. дисциплинам. Для экономистов очень важно понимать построение кадровой структуры организации и взаимосвязи единиц этой структуры. Для этого лучше всего подходит именно предложенный программный инструмент.
1. Paradox, Clarion, dBASE, FoxBASE, FoxPro, Clipper - фактически мертвы. Единичные проекты, либо "толстый хвост" до сих пор приводят к их использованию, не более.
2. Приведенные в пример СУБД (вот не в курсе относительно фокса и клиппера, разве что), в том числе и Access - файл-серверные, пригодные к использованию максимум в масштабах отдела, да и то в определенных условиях. На самом деле, данные СУБД относятся к классу "personal DBMS", не более. Применение их для более масштабных проектов чревато массой проблем.
3. MS Access можно рассматривать разве что как фронт-энд. Поймите, СУБД, размер базы в которой ограничен 2 Гб - это не вполне пригодное решение для любых целей в масштабе предприятия, даже отдела.
3. Цитирую: "В данной работе представлена база данных "Психологическая служба колледжа", состоящая из таблиц, запросов, форм, отчетов и представленных на языке SQL" - предложение не поддается дешифровке. Как Вы "представляете отчет на языке SQL" я не понимаю.
4. Реальное применение, о котором Вы говорите в последних абзацах, чревато для того, кто будет обслуживать данную систему. Если Вы используете VBA в проекте - будьте готовы поддерживать столько версий, сколько существует к данному моменту используемых версий MS Office. И делать новые версии под новый офис. "Ад версий" гарантирован.
5. "СУБД Access (фирма Microsoft) имеет достаточно высокие ско­ростные характеристики" - это Вы о чем? У меня несколько другие представления о работе Access в сети с 20 клиентскими машинами. Генерация сложного отчета в Excel? Екатерина Сергеевна, не вводите в заблуждение студентов. В моем случае время генерации отчета на 10 страницах занимала часа четыре на БД в группе из 12 таблиц где-то на 1 000 000 записей каждая.
6. Не знаю текущего состояния дел, но до версии 2003 Access имел неприятную особенность в обработке запросов на создание кросс-таблиц, что пару раз привело к недопониманию с заказчиками. Для себя тогда я сделал вывод, что для серьезной аналитической деятельности данный инструмент в принципе не пригоден.
7. А что с кросс-платформенностью? Ваше решение намертво привязано к связке MS Windows+MS Office. А случись что (реализация плана №2299-р, к примеру) работу отправлять на свалку?
Давайте скажем прямо - Access прост (простота кажущаяся, кстати), книги занимают полки целиком в книжных магазинах и учат ему везде, а пиратство привело к тому, что Access есть в каждом доме. Но не надо создавать иллюзий. Актуальность работы близка к нулю.
С Вами отчасти согласно, но что делать когда в колледже практически никакого программного обеспечения для реализации простейшей базы данных. К тому же дисциплина "Базы данных" подразумевает работу именно в MS Access 2007 ( можно посмотреть Рабочую программу дисциплины), и в моей статье это неоднократно упоминается. Моя статья посвящена "методологии преподавании дисциплины «Базы данных»" исходя из того ПО которое имеется ( к сожалению). И такая ситуация в большинстве колледжей нашей страны ( может быть Вам как человеку далекому от этого не известно это). Именно это позволяет мне думать о том, что моя статья, мой небольшой педагогический опыт кому то будет интересен.
Тезисы состоят из трех частей, фактически. Екатерина Сергеевна, в первой части Вы говорите о том, почему применяется Access. Ваш ответ здесь вступает в противоречие с тезисами: "взяли, что дали", вместо "мощи и гибкости".
Поймите, я не противник применения Access в образовательном процессе и я говорю, опять же, о методике. Простейшую БД, с отчетами, с запросами, с формами показать и научить делать с помощью данного инструмента можно отлично. Если Ваши студенты освоят работу в нем - это здорово. Но когда Access становится "быстрой", "мощной и гибкой" СУБД, пригодной для работы в масштабе отдела и панацеей от всех бед - становится грустно.