Разработка базы данных с помощью программы MS Access на уроках информатики
Практически любому ИТ специалисту, независимо от сферы его деятельности, приходится заниматься сбором, накоплением и обработкой данных. Базы данных имеются везде, что позволяет говорить о том, что их применение значительно упрощает различные операции, имеющиеся в организациях. Именно поэтому любой ИТ специалист должен уметь проектировать и разрабатывать реляционные базы данных.
Группа реляционных СУБД представлена на рынке программных продуктов очень широко. Это, например, такиесистемы, какParadox, Clarion, dBASE, FoxBASE, FoxPro, Clipper, Access. СУБД Access (фирма Microsoft) имеет достаточно высокие скоростные характеристики и входит в состав чрезвычайно популярного в нашей стране и за рубежом пакета Microsoft Office. Набор команд и функций, предлагаемых разработчикам программных продуктов в среде Access, по мощи и гибкости отвечает большинству современных требований к представлению и обработке данных. В Access поддерживаются разнообразные всплывающие и многоуровневые меню, работа с окнами и мышью, реализованы функции низкоуровневого доступа к файлам, управления цветами, настройки принтера, представления данных в виде электронных таблиц и т.п.
Перечисленные факторы определили выбор СУБД Access в качестве среды для практического изучения вопросов проектирования баз данных в данной работе.
В данной работе представлена база данных "Психологическая служба колледжа", состоящая из таблиц, запросов, форм, отчетов и представленных на языке SQL.
Основной целью данной работы является проектирование и разработка базы данных «Психологическая служба колледжа» с помощью программы MS Access на уроках «Базы данных». Данная база данных хранит информацию обо всех учащихся колледжа, основные психологические характеристики учащихся и предназначена для хранения и поиска данных, представления информации в удобном виде посредством форм ввода данных, выдачу сложных отчетов и автоматизации часто повторяющихся операций.
Представленная работа выполняется на практических занятиях по дисциплине «Базы данных». Данная база данных может использоваться в психологических отделах образовательных учреждений аналогичного профиля. При постановке задачи был сделан акцент на возможность автоматизированного управления данными.
Актуальность разработки определяется необходимостью регулярного выполнения психологами образовательных учреждений трудоемкой задачи составления аналитических и статических отчетов, составление расписания консультаций и ведение отчетности их, составление карты психолого- социальной карты учащегося и т.д. Кроме того, необходима единая база данных, которая хранит всю необходимую информацию о каждом учащимся. Поскольку колледж не может позволить дорогой заказ по разработке базы данных, то данную работу выполняли будующие ИТ специалисты на лабораторно- практических уроках. Данная база данных является автоматизированным рабочим местом психолога.
Практические задания такого типа на уроках, имеющие в данном случае высокую значимость для колледжа, помогают учащимся в приобретении навыков разработки и проектировании базы данных в самой простейшей СУБД от «а» до «я».
- Н. Н. Гринченко, Е. В. Гусев, Н. П. Макаров. Проектирование баз данных СУБД MS Access: учебное пособие для высших учебных заведений, Горячая Линия - Телеком, 2004 г.
- Бобцов А.А., Шиегин В.В. Банки и базы данных. Основы работы с MS Access. Часть 1 (для пользователей). Учебное пособие. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2005. - 93 с.
Тип выступления | Стендовый доклад и публикация |
Уровень образования | Среднее профессиональное |
Презентация доклада | Загрузить |
В нашем техникуме мы также неоднократно пытались создать подобную базу данных о студентах. Для этого применяли также и возможности Excel.
А Access очень успешно применяем на занятиях ИТ для экономистов, которые создают кадровую базу данных организации. На мой взгляд, подобный практический опыт по работе с БД позволяет систематизировать полученные знания и по спец. дисциплинам. Для экономистов очень важно понимать построение кадровой структуры организации и взаимосвязи единиц этой структуры. Для этого лучше всего подходит именно предложенный программный инструмент.
2. Приведенные в пример СУБД (вот не в курсе относительно фокса и клиппера, разве что), в том числе и Access - файл-серверные, пригодные к использованию максимум в масштабах отдела, да и то в определенных условиях. На самом деле, данные СУБД относятся к классу "personal DBMS", не более. Применение их для более масштабных проектов чревато массой проблем.
3. MS Access можно рассматривать разве что как фронт-энд. Поймите, СУБД, размер базы в которой ограничен 2 Гб - это не вполне пригодное решение для любых целей в масштабе предприятия, даже отдела.
3. Цитирую: "В данной работе представлена база данных "Психологическая служба колледжа", состоящая из таблиц, запросов, форм, отчетов и представленных на языке SQL" - предложение не поддается дешифровке. Как Вы "представляете отчет на языке SQL" я не понимаю.
4. Реальное применение, о котором Вы говорите в последних абзацах, чревато для того, кто будет обслуживать данную систему. Если Вы используете VBA в проекте - будьте готовы поддерживать столько версий, сколько существует к данному моменту используемых версий MS Office. И делать новые версии под новый офис. "Ад версий" гарантирован.
5. "СУБД Access (фирма Microsoft) имеет достаточно высокие скоростные характеристики" - это Вы о чем? У меня несколько другие представления о работе Access в сети с 20 клиентскими машинами. Генерация сложного отчета в Excel? Екатерина Сергеевна, не вводите в заблуждение студентов. В моем случае время генерации отчета на 10 страницах занимала часа четыре на БД в группе из 12 таблиц где-то на 1 000 000 записей каждая.
6. Не знаю текущего состояния дел, но до версии 2003 Access имел неприятную особенность в обработке запросов на создание кросс-таблиц, что пару раз привело к недопониманию с заказчиками. Для себя тогда я сделал вывод, что для серьезной аналитической деятельности данный инструмент в принципе не пригоден.
7. А что с кросс-платформенностью? Ваше решение намертво привязано к связке MS Windows+MS Office. А случись что (реализация плана №2299-р, к примеру) работу отправлять на свалку?
Давайте скажем прямо - Access прост (простота кажущаяся, кстати), книги занимают полки целиком в книжных магазинах и учат ему везде, а пиратство привело к тому, что Access есть в каждом доме. Но не надо создавать иллюзий. Актуальность работы близка к нулю.
Поймите, я не противник применения Access в образовательном процессе и я говорю, опять же, о методике. Простейшую БД, с отчетами, с запросами, с формами показать и научить делать с помощью данного инструмента можно отлично. Если Ваши студенты освоят работу в нем - это здорово. Но когда Access становится "быстрой", "мощной и гибкой" СУБД, пригодной для работы в масштабе отдела и панацеей от всех бед - становится грустно.