Роль информатики в современной школе

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Недостаточное внимание уделяется информационной подготовке учеников, требуется привлечение мультимедийных средств нового поколения, которые более точно соответствуют тому уровню восприятия информации, которым отличается современный школьник.
"Обучение идёт впереди развития и является его движущей силой"

На сегодняшний день образование играет не маловажную роль в развитие личности. Именно в процессе образования человек овладевает социально значимым опытом, путём получения знаний, умений и навыков.

Миссия школы заключается в подготовке ученика, обладающего такими качествами, как мобильность, динамизм, конструктивизм. Это всё осуществляется через компетентный подход  к образованию, способствующий созданию условий для получения качественного образования.

В рамках образовательной программы факультета «Компьютерных наук и телекоммуникаций» по специальности «Прикладная информатика (в экономике)» по дисциплине: «Мировые информационные ресурсы», изучаются основные параметры информационных ресурсов.

За последние годы, роль информатики в развитии общества стал чрезвычайно велик. Интернет зарекомендовал себя, как отличный и очень гибкий инструмент, позволяющий решать широкий спектр задач, где есть возможность самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Мультимидийные средства нового поколения объединяют  в себе все преимущества компьютерных технологий, так как соответствуют тому уровню восприятия информации, которые обладает современное поколение учеников, выросших на телевидении, компьютерах, мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в визуальной информации и зрительной стимуляции. Использование в процессе обучения компьютерных средств позволяет заинтересовать школьника, выявить интерес, повысить умственные и развить творческие способности. Следует отметить, что в условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше остаётся тот, кто способен оперативно находить, оценивать, отбирать информацию и использовать её для решения своих проблем. Всё большее использование компьютеров позволяет автоматизировать работу и труд учителя при создании методических пособий, тем более, что представление различного рода электронных учебников, методических пособий на компьютере имеет ряд важных преимуществ. Во-первых, это автоматизация как самого процесса создания таковых, так и хранения данных в любой необходимой форме. Во-вторых, это работа с практически неограниченным объемом данных. Создание компьютерных технологий в обучении соседствует с изданием учебных пособий новой генерации, отвечающих потребностям личности обучаемого. 

  Представим логическую схему параметров информационных ресурсов и укажем взаимосвязь между параметрами.  

 

 

 

Анализ параметров информационных ресурсов

Содержание

Охват

Время

Источник

Качество

Стоимость

Язык

Соответствие потребности

Интегральная оценка информационного развития ученика

отбор

информации

оценка

информации

поиск

информации

организация

информации

 

Рис.1. Интегральная оценка информационного развития ученика

Содержание– определяет проблемную область, охватываемую информационными ресурсами: тему, идею, теорию, методику. Границы проблемной области зависят от задач, поставленных перед пользователем. Причём группы пользователей, решающие аналогичные задачи и реализующие одинаковые цели, могут определять границы проблемной области различным образом, что приводит, как правило, к различию в результатах. Правильный выбор границ проблемной области расширяет возможности проектных, управленческих, организационных решений и создаёт условия для успешной деятельности.

Охват – определяет, ограничивает и описывает содержание, уточняет его. Охват обычно характеризуют объёмом, полнотой и достаточностью информационных ресурсов. Объём – это общее количество информации по проблеме, доступное пользователю. Полнота – это соотношение между всей имеющейся информацией по проблеме и информацией, доступной пользователю (т.е. той частью, которую он может получить). Достаточность – определяется возможностью достижения пользователем поставленной цели при наличии доступной информации.

Время – это продолжительность, длительность явления или процесса; промежуток той или иной деятельности, в который осуществляется какое-либо действие; определенный момент, в который происходит какое-либо событие; период, эпоха.

 Источник – идентифицирует происхождение информации и в определенном смысле выступает как часть параметра охвата, лимитирующая содержание информации. Источник можно рассматривать как единый элемент подмножества того или иного класса информационных ресурсов, доступного пользователю и обладающего, как правило, некоторой содержательной определенностью.

Качество– определяет совокупность свойств, отражающих степень пригодности конкретной информации об объектах и их взаимосвязях для достижения целей, стоящих перед пользователем, при реализации тех или иных видов деятельности. В состав наиболее общих параметров, задающих качество информации, входят: достоверность- степень соответствия явления или объекта его образу, заданному информацией, которая включена в модельное описание явления или объекта; современность – поступление информации в период времени, когда она полезна для принятия решения; новизна; ценность; доступность.

Стоимость– основной ценой на информационные услуги выступает рыночная стоимость, складывающаяся с учётом признанных затрат труда на их подготовку и потребительских свойств, услуг, их полезности. В результате сложения многочисленных факторов на мировом рынке информационных услуг наблюдаются такие характерные явления, как множественность цен, различная амплитуда и продолжительность возникающих колебаний цен на отдельные виды услуг, относительная стабильность некоторых цен.

  Язык - существенным фактором, снижающим возможности создания документальных информационных ресурсов и ограничивающим доступ к ним, является языковой барьер. Перевод документа с одного языка на другой существенно замедляет прохождение информации между пользователями, вызывает дополнительные искажения в  содержании, вызванные особенностями языков, и требует дополнительных трудовых и финансовых ресурсов на осуществление обмена информацией.

Соответствие потребности– это необходимость получения информации, требуемой для решения конкретных задач, стоящих перед пользователем. Потребность считается удовлетворенной в том случае, если информация позволяет решить конкретные задачи с требуемым уровнем эффективности.

Итак, если проанализировать рисунок, на выходе мы получаем образовательные результаты (поиск, оценка, отбор, организация информации), в которых заключаются навыки и умения учеников работать с информацией, но не стоит забывать, что достигается это путём привлечения качественных информационных ресурсов.

  

Список использованных источников
  1. Морозова Н.Г.: Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, 1979. 82с.
  2. Угринович Н.Д.: Информатика и информационные технологии. М.:БИНОМ, 2010.
  3. Еляков А.Д.: Информационный фактор развития общества / А.Д. Еляков//НТИ. Сер. Организация и методика информационной работы, 2008.
  4. Хорошилов А.В., Селетков С.Н.: Мировые информационные ресурсы, Учебное пособие – СПб.: «Питер», 2004.
Тип выступления  Публикация
Уровень образования  Среднее (полное) общее