Роль информатики в современной школе
На сегодняшний день образование играет не маловажную роль в развитие личности. Именно в процессе образования человек овладевает социально значимым опытом, путём получения знаний, умений и навыков.
Миссия школы заключается в подготовке ученика, обладающего такими качествами, как мобильность, динамизм, конструктивизм. Это всё осуществляется через компетентный подход к образованию, способствующий созданию условий для получения качественного образования.
В рамках образовательной программы факультета «Компьютерных наук и телекоммуникаций» по специальности «Прикладная информатика (в экономике)» по дисциплине: «Мировые информационные ресурсы», изучаются основные параметры информационных ресурсов.
За последние годы, роль информатики в развитии общества стал чрезвычайно велик. Интернет зарекомендовал себя, как отличный и очень гибкий инструмент, позволяющий решать широкий спектр задач, где есть возможность самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Мультимидийные средства нового поколения объединяют в себе все преимущества компьютерных технологий, так как соответствуют тому уровню восприятия информации, которые обладает современное поколение учеников, выросших на телевидении, компьютерах, мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в визуальной информации и зрительной стимуляции. Использование в процессе обучения компьютерных средств позволяет заинтересовать школьника, выявить интерес, повысить умственные и развить творческие способности. Следует отметить, что в условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше остаётся тот, кто способен оперативно находить, оценивать, отбирать информацию и использовать её для решения своих проблем. Всё большее использование компьютеров позволяет автоматизировать работу и труд учителя при создании методических пособий, тем более, что представление различного рода электронных учебников, методических пособий на компьютере имеет ряд важных преимуществ. Во-первых, это автоматизация как самого процесса создания таковых, так и хранения данных в любой необходимой форме. Во-вторых, это работа с практически неограниченным объемом данных. Создание компьютерных технологий в обучении соседствует с изданием учебных пособий новой генерации, отвечающих потребностям личности обучаемого.
Представим логическую схему параметров информационных ресурсов и укажем взаимосвязь между параметрами.
Анализ параметров информационных ресурсов |
Содержание |
Охват |
Время |
Источник |
Качество |
Стоимость |
Язык |
Соответствие потребности |
Интегральная оценка информационного развития ученика |
отбор информации |
оценка информации |
поиск информации |
организация информации |
Рис.1. Интегральная оценка информационного развития ученика
Содержание– определяет проблемную область, охватываемую информационными ресурсами: тему, идею, теорию, методику. Границы проблемной области зависят от задач, поставленных перед пользователем. Причём группы пользователей, решающие аналогичные задачи и реализующие одинаковые цели, могут определять границы проблемной области различным образом, что приводит, как правило, к различию в результатах. Правильный выбор границ проблемной области расширяет возможности проектных, управленческих, организационных решений и создаёт условия для успешной деятельности.
Охват – определяет, ограничивает и описывает содержание, уточняет его. Охват обычно характеризуют объёмом, полнотой и достаточностью информационных ресурсов. Объём – это общее количество информации по проблеме, доступное пользователю. Полнота – это соотношение между всей имеющейся информацией по проблеме и информацией, доступной пользователю (т.е. той частью, которую он может получить). Достаточность – определяется возможностью достижения пользователем поставленной цели при наличии доступной информации.
Время – это продолжительность, длительность явления или процесса; промежуток той или иной деятельности, в который осуществляется какое-либо действие; определенный момент, в который происходит какое-либо событие; период, эпоха.
Источник – идентифицирует происхождение информации и в определенном смысле выступает как часть параметра охвата, лимитирующая содержание информации. Источник можно рассматривать как единый элемент подмножества того или иного класса информационных ресурсов, доступного пользователю и обладающего, как правило, некоторой содержательной определенностью.
Качество– определяет совокупность свойств, отражающих степень пригодности конкретной информации об объектах и их взаимосвязях для достижения целей, стоящих перед пользователем, при реализации тех или иных видов деятельности. В состав наиболее общих параметров, задающих качество информации, входят: достоверность- степень соответствия явления или объекта его образу, заданному информацией, которая включена в модельное описание явления или объекта; современность – поступление информации в период времени, когда она полезна для принятия решения; новизна; ценность; доступность.
Стоимость– основной ценой на информационные услуги выступает рыночная стоимость, складывающаяся с учётом признанных затрат труда на их подготовку и потребительских свойств, услуг, их полезности. В результате сложения многочисленных факторов на мировом рынке информационных услуг наблюдаются такие характерные явления, как множественность цен, различная амплитуда и продолжительность возникающих колебаний цен на отдельные виды услуг, относительная стабильность некоторых цен.
Язык - существенным фактором, снижающим возможности создания документальных информационных ресурсов и ограничивающим доступ к ним, является языковой барьер. Перевод документа с одного языка на другой существенно замедляет прохождение информации между пользователями, вызывает дополнительные искажения в содержании, вызванные особенностями языков, и требует дополнительных трудовых и финансовых ресурсов на осуществление обмена информацией.
Соответствие потребности– это необходимость получения информации, требуемой для решения конкретных задач, стоящих перед пользователем. Потребность считается удовлетворенной в том случае, если информация позволяет решить конкретные задачи с требуемым уровнем эффективности.
Итак, если проанализировать рисунок, на выходе мы получаем образовательные результаты (поиск, оценка, отбор, организация информации), в которых заключаются навыки и умения учеников работать с информацией, но не стоит забывать, что достигается это путём привлечения качественных информационных ресурсов.
- Морозова Н.Г.: Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, 1979. 82с.
- Угринович Н.Д.: Информатика и информационные технологии. М.:БИНОМ, 2010.
- Еляков А.Д.: Информационный фактор развития общества / А.Д. Еляков//НТИ. Сер. Организация и методика информационной работы, 2008.
- Хорошилов А.В., Селетков С.Н.: Мировые информационные ресурсы, Учебное пособие – СПб.: «Питер», 2004.
Тип выступления | Публикация |
Уровень образования | Среднее (полное) общее |
|